Наука и техника / Биология / Генетика /

Опубликован черновой вариант генома неандертальца

07 мая 2010 года, 06:54 | Текст: Дмитрий Сафин | Послушать эту новость

Международная группа биологов представила результаты обработки генетической последовательности, которая составлена приблизительно из 4 млрд нуклеотидов трёх представителей вида Homo neanderthalensis.

Три кости, найденные в пещере Виндия (иллюстрация Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology).

Опубликованная последовательность охватывает около 60% всего генома неандертальца.

Основная часть (~ 300 мг) материала для анализа была извлечена из трёх костей, обнаруженных в пещере Виндия в Хорватии. Эти находки имеют внушительный возраст (38 300–44 400 лет), и генетики были вынуждены проводить исследования по оригинальной методике, применимой даже при очень высоком относительном содержании чужеродной ДНК. «В одном из образцов более 95% ДНК соответствовало бактериям и микроорганизмам», — говорит руководитель группы Сванте Паабо (Svante Pääbo) из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Германия).

Стоит заметить, что собранные данные не слишком надёжны, поскольку последовательность была «прочитана» в среднем всего 1,3 раза; представленная двумя месяцами ранее расшифровка генома умершего 4 тысячи лет назад гренландца проверялась, к примеру, 20 раз. В будущем генетики, впрочем, планируют выйти на сравнимый уровень достоверности.

Полученный вариант последовательности учёные сравнили с геномами пяти современных людей, которые представляют Францию, Китай, Папуа — Новую Гвинею и южную и западную части Африки. Как оказалось, последние два генома сильнее отличаются от неандертальского, чем первые три; самое простое и логичное объяснение этому даёт теория гибридизации неандертальцев с людьми, проходившей на Ближнем Востоке после того, как H. sapiens покинули Африку, и перед их расселением по территории Евразии. К такому же выводу пришла, напомним, другая исследовательская группа, рассмотревшая генетические особенности 1 983 человек из 99 популяций Африки, Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Океании.

Современные люди, по оценкам авторов, позаимствовали у неандертальцев от одного до четырёх процентов всего объёма генома.

Участница исследования Эмили Ходжес (Emily Hodges) из Лаборатории в Колд-Спринг-Харборе (США) раскрывает детали технологии расшифровки генома:

Отбор образцов вещества кости для анализа (фото F. Vinken).

Пещера Виндия (фото J. Krause).

Результаты работы изложены в двух статьях ([1] и [2]), опубликованных в журнале Science.

Подготовлено по материалам Nature News.