Наука и техника

Наука и техника / Космос / Космонавтика и исследования космоса /

Воплотит ли «Бегущий за мечтой» мечту советской космонавтики?

05 февраля 2013 года, 11:55 | Текст: Александр Березин | Послушать эту новость

Dream Chaser, многоразовый пилотируемый космический корабль, разрабатываемый американской компанией Sierra Nevada Corporation, предназначен для доставки на низкую околоземную орбиту грузов и экипажей числом до 7 героев.

Общий облик системы знаком вам, несомненно, до боли: Dream Chaser создаётся на базе нереализованного НАСА-проекта 90-х годов — орбитального самолёта HL-20. А тот был побочным и, разумеется, незапланированным отпрыском советской программы начала 60–70-х «Спираль». Dream Chaser тоже может быть запущен из стратосферы — с самолёта WhiteKnightTwo; дополнительно планируется возможность вертикального запуска с космодрома (при помощи «Атлас-5»). Посадка горизонтальная, по-самолётному. Причём предполагается не только возможность планирования, как у шаттлов, но и полноценный полёт с включёнными двигателями, равно как и посадка на любые взлётные полосы от 2,5 км. Так что, как видим, конструкторы «Спирали» показались фантазёрами только маршалу Гречко, свернувшему наполовину завершённый проект.

Dream Chaser не зря разработан с учётом вывода на орбиту ракетой: самолёт WhiteKnightTwo ещё только предстоит довести до ума. (Иллюстрация Sierra Nevada Corporation.)
Dream Chaser не зря разработан с учётом вывода на орбиту ракетой: самолёт WhiteKnightTwo ещё только предстоит довести до ума. (Иллюстрация Sierra Nevada Corporation.)


Но есть и заметные отличия. Теплозащита не из ниобиевого сплава с покрытием на основе дисилицида молибдена, а аблятивная, отводящая тепло при частичном испарении (как у Dragon SpaceX). Этот шаг при продуманной реализации, бесспорно, прогрессивен и способен значительно повысить эффективность теплозащиты, хотя и потребует замены аблятивного слоя через каждые несколько стартов.

Sierra Nevada не так давно заявила, что второй образец Dream Chaser запланирован в сотрудничестве с Lockheed Martin. И производство будет осуществляться на мощностях Michoud Assembly Facility в Луизиане, где изготавливались компоненты для шаттлов.

А пока продолжается подготовка к полётам первого Dream Chaser, произведённого Sierra Nevada в Колорадо. В ближайшие недели компания переместит корабль на авиабазу «Эдвардс» в пустыне Мохаве (Калифорния), где и начнутся лётные испытания.

Идеологические предшественники: созданный по программе HL-20 (вверху, макет) и «Спираль» (внизу, малоразмерный аналог) (фото Wikimedia Commons).
Идеологические предшественники: созданный по программе HL-20 (вверху, макет) и «Спираль» (внизу, малоразмерный аналог) (фото Wikimedia Commons).


Сначала Dream Chaser будет сброшен с вертолёта на высоте 3,6 км. Планируя, он достигнет 555 км/ч и приземлится на 153 км/ч — «запланированной посадочной скорости». Первый полёт пройдёт в беспилотном режиме, наличие которого, как и система экстренного спасения экипажа, рассматривается как большое преимущество перед шаттлами, управлявшимися, в отличие от советских «Буранов», только вручную и не имевшими средств спасения.

Правда, прототип, полёты которого начнутся весной, не предназначен для испытаний в космосе: в первые суборбитальные испытательные старты отправится прототип-2, созданный Lockheed Martin, и случится это лишь в 2017 году. К тому времени, вероятно, это почти не вызовет у нас никаких чувств, так как вовсю (хочется верить) будет летать Space X, а вероятно, и CST-100 разработки Boeing. Хотя, конечно, победит сильнейший. Осталось лишь узнать, кто им окажется.

Подготовлено по материалам Wired.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Космонавтика и исследования космоса":