Наука и техника / Астрономия /

Впервые зафиксировано разрушение планеты чёрной дырой

02 апреля 2013 года, 18:43 | Текст: Александр Березин | Послушать эту новость

Группа астрономов, ведомая Мареком Николаюком (Marek Nikolajuk) из Белостокского университета (Польша), при помощи орбитальной спутниковой обсерватории гамма-лучей (INTEGRAL; проект Европейского космического агентства в сотрудничестве с Роскосмосом и НАСА; технически — копия XMM-Newton) обнаружила редчайшее явление — поглощение сверхмассивной чёрной дырой объекта планетарных масштабов.

Галактика NGC 4845Ю, в центре которой разыгралась драма (здесь и ниже иллюстрации ESA).

Героем дня стала чёрная дыра в центре галактики NGC 4845, свет от которой идёт до нас 47 млн лет.

Астрономы заметили необычную сцену с чёрной дырой почти случайно, исследуя рентгеновское излучение соседних с NGC 4845 галактик за 2011 год. Просто ядро NGC 4845 ярко светилось в рентгеновском диапазоне.

«Совершенно неожиданное открытие, касающееся галактики, которая оставалась спокойной как минимум 20–30 лет», — подчёркивает Марек Николаюк. Изучение рентгеновского спектра «двухстадийной» вспышки показало, что её причиной стало частичное разрушение (первый пик свечения) и поступление в аккреционный диск вещества (второй пик свечения) крупного тела с верхним пределом массы в 14–30 масс Юпитера, что равно массе коричневого карлика. Подчеркнем: это лишь верхний предел, и астрономы отмечают, что фактическая масса может быть значительно ниже, то есть соответствовать обычной планете вроде Юпитера или даже Земли (последнее, впрочем, маловероятно: уж слишком легка наша планета).

Спутник INTEGRAL, по данным которого впервые зарегистрировано излучение от события.

Итак, СМЧД массой в 300 тыс. солнечных разрывает на куски планету (а может, коричневый карлик). «Это первое наблюдение разрушения объекта, меньшего, чем звезда, чёрной дырой, — заявил Ролан Вальтер (Roland Walter) из Женевской обсерватории (Швейцария), соавтор работы. — По нашим оценкам, только внешние слои "Юпитера" были съедены чёрной дырой, что заставило планету "похудеть" на 10% её массы. По всей видимости, плотное ядро объекта до сих пор вращается вокруг чёрной дыры».

Но в реальности картина могла быть куда более сложной. К примеру, в нашей системе газовые гиганты часто имеют массивные спутники с плотной атмосферой, вот и герой заметки вполне может располагать чем-то подобным (но так это или нет — с 47 млн световых лет точно понять невозможно). В этом случае вместе с верхними слоями гигантской планеты чёрная дыра могла поглотить и не показанные в анимации выше планетоиды.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Astronomy & Astrophysics, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам Европейского космического агентства.