Наука и техника / Биология / Биотехнологии /

Вирусы можно ловить на «нанолипучки»

02 апреля 2013 года, 19:04 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Наш иммунитет далеко не всегда справляется с инфекцией, и учёные постоянно ищут способы, как можно ему помочь. В случае с вирусами эта задача особенно усложняется, так как у них, в отличие от бактерий, нет ни своего метаболизма, ни белок-синтезирующего аппарата. И тогда обычно используют либо стимуляторы иммунитета, либо искусственные антитела, которые можно применять как для обнаружения, так и для истребления инфекции.

Полиовирус с рельефом рецепторных белков на поверхности капсида — структурная схема, созданная на основе данных электронной микроскопии и кристаллографии. (Фото <noindex><a target=_blank href=/>Jean-Yves Sgro</a></noindex>.)
Полиовирус с рельефом рецепторных белков на поверхности капсида — структурная схема, созданная на основе данных электронной микроскопии и кристаллографии. (Фото Jean-Yves Sgro.)

Исследователи из Университета прикладных наук северо-западной Швейцарии пошли по другому пути, придумав противовирусное средство, которое больше всего напоминает липкую бумагу, используемую для ловли мух. В их экспериментах вирусы отлавливались на наночастицы, покрытые липким полимером.

На первом этапе на наночастицу сажали вирусы, после чего частицу с вирусами покрывали слоем органосилоксана, но так, чтобы вирусы торчали наружу и от них можно было избавиться. Вирусные частицы счищались с помощью ультразвука, и в результате получались наношарики, покрытые полимером с отпечатками вирусов. Если вирус попадал в такой отпечаток-ловушку, он уже не мог освободиться. На один шарик могло налипать множество вирусных частиц.

Создание вирусной «нанолипучки»: SNP — исходная силиконовая наночастица, VIP — та же наночастица, но с отпечатками вирусов. (Рисунок авторов работы.)

Оптимизировав толщину липкого полимерного слоя, учёные проверили ловушки на вирусном растворе. Они вносили наношарики с отпечатками в сыворотку человеческой крови, содержащей вирусы. За полчаса, как пишут учёные в Nature Communications, ловушки поймали 88% вирусов, хотя сами ловушки были в ничтожной концентрации. В водном растворе эффективность оказалась ещё выше.

Перед тем как запускать этот метод в клинику, исследователи должны, разумеется, ещё сто раз проверить безвредность используемых результатов для человека: не случится ли так, что от этого наносиликона больному станет хуже, чем от вируса? Ну а использовать эти «вирусные липучки» можно не только для того, чтобы очищать кровь от непрошеных патогенных гостей или для диагностики: шарики, к примеру, могут послужить хорошим дезинфицирующим средством в тех случаях, когда дезинфекцию невозможно провести обычными, более дешёвыми способами.

Подготовлено по материалам Ars Technica.