Наука и техника

Наука и техника / Транспорт / Авиация /

Cessna объявила о выходе нового Corvalis TTX

06 апреля 2012 года, 17:30 | Текст: Александр Березин

Самолёт располагает рядом усовершенствований, которые относительно необычны для этого класса. Компания-производитель, конечно же, поспешила заявить о том, что это самый быстрый одномоторный поршневой самолёт в мире. Что ж, окинем взглядом новый ЛА, который, по словам представителей Cessna, пойдёт в массовое производство в 2012 году.

В аэродинамическом смысле Cessna выполнена очень тщательно, однако компоновочно это традиционный одномоторный низкоплан, даже крылья не имеют никаких наплывов, препятствующих срыву потока. (Здесь и ниже иллюстрации Cessna.)
В аэродинамическом смысле Cessna выполнена очень тщательно, однако компоновочно это традиционный одномоторный низкоплан, даже крылья не имеют никаких наплывов, препятствующих срыву потока. (Здесь и ниже иллюстрации Cessna.)

У этого одномоторного низкоплана довольно длинная история. Построен он на базе Columbus ТТХ, а после покупки Cessna его производителя (Columbia Aircraft) компания внесла в конструкцию множество усовершенствований. В этот раз ей всё же удалось провести через сертификацию FAA свою противообледенительную систему (доступна как опция), довольно редкую вещь на малых самолётах. Flight Into Known Icing состоит из графитовых ТЭНов на кромках крыльев и хвостового оперения, которые запитаны от отдельного генератора переменного тока (70 В, 100 А). Отмечается, что вместе с потолком в 7 600 м он делает Corvalis TTX способным к полёту практически при любых погодных условиях. (Рекламные заявления такие рекламные.)

Авионика действительно серьёзно изменилась: Garmin G2000 с 14-дюймовым тачскрином считается достойной навигационной системой в своём классе, позволяющей одновременно вести переговоры по радио и редактировать (в полёте) полётный лист (в ряде случаев без его изменения нельзя приземлиться в другом аэропорту). По уверениям производителя, доля композитов в новой конструкции увеличилась: теперь и фюзеляж, и крылья выполнены целиком из них, с преобладанием углепластика. 310-сильный мотор с турбонаддувом развивает максимальную мощность на высоте 7,5 км. Дальность самолёта — 2 315 км при запасе топлива в 278 кг (386 л); правда, этот показатель доступен не на максимальных 435 км/ч, а лишь при работе мотора на мощности в 45% от предельной. Весит пустой Corvalis TTX 1 179 кг; при полезной нагрузке в 454 кг общий вес может достигать 1 633 кг.

Конечно, заявления о «самом быстром в мире одномоторном самолёте», сделанные Cessna во Флориде (США), несколько преувеличены. Официальный сайт уточняет: самый быстрый из производящихся в настоящее время самолётов, сертифицированных в США.

И всё-таки машина получилась неплохой, многочисленные доработки избавили её от некоторых изначальных недостатков. 150-минутная непрерывная работа антиобледенительной системы больше не вызывает перегрузки бортовой сети и отключения авионики; улучшены противоштопорные характеристики (в частности, скорость сваливания — всего 111 км/ч).

А вот массированное применение углепластика привело к тому, что базовая модификация стоит $733 950. Видя эту цифру, хочется поразмышлять о том, туда ли вообще двигается современная малая авиация в части конструкционных материалов... Да, прошедший госиспытания в 1938 году САМ-10, двигатель которого обладал взлётной мощностью 300 л. с., имел максимальную скорость всего 360 км/ч, дальность 1 000 км (правда, при запасе топлива в 170 кг) и расход в 17 кг на 100 км против 12 кг у Corvalis. Но вот, скажем, его крейсерская скорость (336 км/ч) уже гораздо ближе к крейсерской Corvalis TTX (369 км/ч).

Навигационная система Garmin G2000 объединена с неплохим автопилотом, однако до автономного полёта Corvalis TTX далеко. Впрочем, производитель и не ставил перед собой такой задачи.
Навигационная система Garmin G2000 объединена с неплохим автопилотом, однако до автономного полёта Corvalis TTX далеко. Впрочем, производитель и не ставил перед собой такой задачи.

Стоило ли ради этих «достижений» делать четырёхместный самолёт из углепластика с весом пустой конструкции в 1 179 кг против 866 кг у древнего пятиместного деревянного аналога? Да, на самолётах 30-х годов не было противообледенительной системы, кислородного оборудования и т. п. Но даже с учётом невозможности прямого сравнения кажется, что современные самолёты за последние 75 лет развития ушли от своих предшественников вовсе не так далеко, как те же автомобили.

Подготовлено по материалам Gizmag.

blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Авиация":