Наука и техника

Наука и техника / Космос / Космонавтика и исследования космоса /

НАСА разрабатывает шестиногий транспортёр для лунной базы

24 января 2013 года, 18:10 | Текст: Александр Березин | Послушать эту новость

Любое строительство базы на Луне (и не только) потребует эффективных средств перемещения грузов в условиях сыпучих поверхностей и низкой гравитации.

Именно для таких условий инженеры из Лаборатории реактивного движения НАСА (США) создают транспортёр ATHLETE (All-Terrain Hex-Limbed Extra-Terrestrial Explorer, «Вездеходный шестиногий внеземной исследователь»). Все его ноги сгибаются, причём каждая — в семи «суставах». Общее манипулирование ими слегка напоминает движения паука. С одной поправкой: каждая конечность заканчивается колесом, чтобы на относительно гладких поверхностях механизм мог катиться. Если же на пути встанет препятствие, которое ATHLETE не сможет переехать, он перешагнёт его.

При необходимости транспортёр может разделиться на две трёхногие части, действующие совместно и способные подобрать и перемещать специально разработанные контейнеры уникального размера, более всего подходящего для перевозок в условиях Луны.

Шины, разумеется, бескамерные и нечувствительные к проколам. Для поднятия груза транспортёр может разделяться на две трёхногие части, заходящие по обе стороны от контейнера. (Здесь и ниже илл. NASA, JPL.)
Шины, разумеется, бескамерные и нечувствительные к проколам. Для поднятия груза транспортёр может разделяться на две трёхногие части, заходящие по обе стороны от контейнера. (Здесь и ниже илл. NASA, JPL.)


Пока в НАСА успели испытать лишь прототип, размерами вдвое меньший финальной версии. Стоимость разработки — $2 млн, что по меркам НАСА, мягко говоря, копейки. Полноразмерная версия высотой в 7,9 м, по словам конструкторов, будет готова к космической вахте к 2017 году.

Для ориентации транспортировщик использует 48 стереокамер, размещённых в конечностях, раме и колесах, что позволит снабжать телеоператоров на Земле актуальной информацией относительно расположения каждого значимого узла аппарата. Кстати, Curiosity имеет всего 17 камер.

Работает ровер на водороде и кислороде, которые планируется получать от заправочной станции, разлагающей воду лунного происхождения, используя энергию солнечного излучения.



Зачем нужны систематические перевозки в контейнерах на значительные расстояния? Дело в том, что сброс снабжения с Земли придётся осуществлять в стороне от базы, иначе есть риск прилунить груз прямо на голову астронавтам.

Проект на первый взгляд кажется относительно сложным, однако ничего нерешаемого с технической точки зрения в нём нет. Другое дело — насколько вообще возможно убедить американскую администрацию в необходимости столь непростых начинаний в современных финансовых условиях...

Пара видеоматериалов о ровере:





Подготовлено по материалам Popular Science.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Космонавтика и исследования космоса":