Наука и техника / Биология / Зоология /

У кротов обнаружили стереоскопическое обоняние

06 февраля 2013 года, 12:37 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

У всех млекопитающих зрение и слух трёхмерны. Но есть некоторые животные, у которых трёхмерным оказывается ещё и обоняние. Что для этого нужно? — Чтобы сигналы от каждой ноздри поступали в мозг независимо друг от друга, а мозг уже как-то скомбинирует их в стереокартину.

Именно так, полагает Кеннет Катания из Университета Вандербильта (США), работает нос восточноамериканского крота. Опыт состоял в том, что перед кротом раскладывали полукругом контейнеры, в которые клали дождевых червей. Но не все контейнеры были с угощением. Когда животное заползало на экспериментальную площадку, ему хватало пяти секунд, чтобы «запеленговать» дождевого червя и направиться прямо к добыче.

Крот чувствует трёхмерные запахи. (Фото <noindex><a target=_blank href=/>Ken Catania</a></noindex>.)
Крот чувствует трёхмерные запахи. (Фото Ken Catania.)

Тогда кроту попробовали закрыть одну ноздрю. В этом случае его начинало вести влево или вправо, в зависимости от того, какую ноздрю ему «выключали»: если левую — крота заносило вправо, и наоборот. (Кстати, точно так же ведут себя совы, если им закрыть одно ухо: птицы не могут точно определить источник звука и в полёте отклоняются влево или вправо.) В третьем эксперименте кроту делали перемычку между ноздрями — так, чтобы в левую ноздрю попадал воздух из правой, а воздух из левой — в правую. В этом случае крот окончательно путался в пространстве, полз в противоположную от угощения сторону и не мог выбрать между правым и левым направлением.

Результаты экспериментов опубликованы в журнале Nature Communications.

Не стоит, однако, думать, что крот оставался вообще без угощения: одной ноздри животному хватало, чтобы в общих чертах понять, куда нужно двигаться. Однако в этом случае поиск пищи занимал больше времени и усилий. Иными словами, стереоскопическое обоняние повышало точность наведения на цель. Стоит также заметить, что это первая работа, где животное демонстрирует стереоскопическое обоняние в более или менее естественной обстановке и в рамках своего обычного поведения.

В прошлом исследователи показывали, что и крысы способны к объёмному восприятию запахов, но то были специально обученные крысы. Впрочем, по мнению самых разных специалистов, такая способность есть у всех млекопитающих, и даже человеческий нос, согласно некоторым данным, даёт нам объёмную запаховую «картинку».

Подготовлено по материалам Университета Вандербильта.