Наука и техника / Астрономия /

«Чрезвычайно большой телескоп» рассмотрит экзопланетный кислород

20 февраля 2013 года, 17:41 | Текст: Александр Березин | Послушать эту новость

Профессор Игнас Шнеллен (Ignas Snellen) с коллегами из Лейденского университета (Нидерланды) пришли к выводу, что планируемый к постройке в следующем десятилетии в чилийских горах «Европейский чрезвычайно большой телескоп» будет достаточно велик, чтобы определить наличие кислорода в атмосферах экзопланет, по размерам близким к земным.

Место, в котором будет располагаться телескоп: сегодня (вверху) и в следующем десятилетии (внизу). По количеству улавливаемого света он превзойдёт все сегодняшние телескопы 8–10 м вместе взятые. (Иллюстрация ESO.)

Грядущий телескоп получит 39-метровое сегментное зеркало, что позволит ему видеть в оптическом диапазоне самые удалённые галактики и даже отдельные звёзды Вселенной:

Как именно он будет искать (и находить) кислород? Профессор отмечает, что среди «недокументированных возможностей», не предусмотренных конструкторами сооружения, обнаружилась способность находить экзопланетный кислород, которой телескоп обязан своими размерам. Благодаря этому он сможет наблюдать атмосферы иных планет при прохождении ими диска родительской звезды. И хотя на первый взгляд его будет трудно отличить от следов кислорода в атмосфере Земли (над телескопом), в действительности длина световых волн, рассеивающихся в кислороде, претерпит серьёзные изменения благодаря орбитальному движению экзопланеты.

Но чтобы собрать статически значимые данные по наличию кислорода в экзопланетной атмосфере, потребуется очень много времени. Ведь телескопу придётся фиксировать множество проходов планеты через диск звезды, ибо только так можно достоверно зарегистрировать кислород. Для планет, что близки к своим звёздам (вроде экзопланет вокруг красных карликов), эта задача может быть решена относительно быстро — за считанные годы, «от четырёх лет», по словам астрономов. А вот для звёзд спектрального класса F, с их высокой светимостью и далёкой от звезды внешней границей зоны обитаемости, может понадобиться до 400 лет...

...И это ещё не всё. Хотя в Солнечной системе плотная кислородная атмосфера свойственна лишь Земле, где она обусловлена существованием жизни, в других системах всё может быть несколько иначе. После открытия химически радикально отличных от нас планет (вспомним 55 Рака e) трудно с уверенностью говорить о невозможности нахождения в их атмосферах больших количеств кислорода, имеющих неорганическое происхождение.

Отчёт об исследовании опубликован в издании Astrophysical Journal, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам NewScientist.