Наука и техника / Биология /

Сперматозоиды находят яйцеклетку по встречным потокам жидкости

04 марта 2013 года, 15:04 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Сперматозоиды млекопитающих находят яйцеклетку, перемещаясь против встречного потока жидкости, сообщают в журнале Current Biology исследователи из Корнеллского университета (США). Попасть в половые пути самки для мужских половых клеток — лишь полдела: нужно ещё найти яйцеклетку. До сих пор считалось, что сперматозоиды руководствуются при этом либо химическим сигналом, либо изменениями в температуре вокруг. «Химическая» гипотеза возникла по аналогии с морскими животными, которые выбрасывают мужские половые клетки в морскую воду, и те начинают двигаться по «запаху» яйцеклетки.

Человеческие яйцеклетка и сперматозоиды в оптическом микроскопе (фото <noindex><a target=_blank href=/>David Spears</a></noindex>).
Человеческие яйцеклетка и сперматозоиды в оптическом микроскопе (фото David Spears).

Однако никаких специальных химических сигналов, которые могли бы привлечь сперматозоиды, у яйцеклеток млекопитающих обнаружить не удалось. Когда же группа Сьюзен Суарес попыталась проверить вторую, «температурную» гипотезу, то был замечен любопытный эффект: между холодными и тёплыми слоями возникали потоки жидкости, и сперматозоиды, помещённые в такую среду, двигались строго против этих потоков. Если холодный слой был сверху, он старался опуститься на дно, и сперматозоиды (мышиные и человеческие) плыли ему навстречу, то есть вверх.

Тогда исследователи попытались проверить, что же происходит в собственно фаллопиевых трубах самки. Выяснилось, что в момент совокупления крохотные реснички эпителия начинают гнать жидкость от яйцеклетки к матке. Сталкиваясь со встречным потоком, сперматозоиды понимают, где находится яйцеклетка, и плывут к ней — а значит, плыть им приходится против тока жидкости. Учёные поставили ещё один эксперимент, в котором сперматозоиды плавали в жидкости, постепенно засасываемой специальным устройством, и мужские половые клетки вновь старались двигаться против течения, то есть как будто спасаясь от насоса.

В действительности гипотеза о противоточном движении сперматозоидов не так уж и нова: впервые об этом феномене заговорили в 1876 году. Однако попытки экспериментально подтвердить её всё время проваливались. Предположительно, способность чувствовать встречный поток жидкости кроется в хвосте мужской половой клетки, так как даже дефектные, «безголовые» сперматозоиды всё равно понимали, откуда движется поток и куда поэтому нужно плыть.

Впрочем, исследователи призывают не ставить крест ни на «химической», ни на «температурной» гипотезах: может статься, что движением сперматозоидов управляют сразу несколько факторов.

Подготовлено по материалам ScienceNews.