Метеориты, падавшие на раннюю Землю, возможно, создали тёплую, водянистую среду, благоприятную для возникновения жизни. Новое исследование финского кратера показало, что такая гидротермальная активность могла длиться до 1,6 млн лет — по крайней мере вдесятеро дольше, чем считалось. Иными словами, у жизни было достаточно времени на то, чтобы появиться и распространиться.
Сказанное справедливо и для древнего Марса, полагают учёные.
Озеро Лаппаярви на месте древнего кратера (фото Sameli Kujala).
Поскольку самые древние живые существа обитают в гидротермальных системах, многие биологи полагают, что первые организмы возникли именно там. Сегодня причиной гидротермальной активности в основном становятся вулканы — например, в горячих источниках и гейзерах Йеллоустоуна. Но 3,8 млрд лет назад эту роль играли частые столкновения с небесными телами. Выделяемая при этих катаклизмах энергия плавила породу и нагревала воду, циркулирующую в земной коре.
Геологические процессы стёрли практически все кратеры той эпохи, а оставшиеся находятся в очень плохом состоянии. Тем не менее учёным однажды удалось оценить, что в канадском кратере Садбери диаметром около 250 км, образовавшемся приблизительно 1,85 млрд лет назад, гидротермальная активность сохранялась в течение миллиона лет, а то и дольше.
Кратеры поменьше (20–30 км в поперечнике) встречаются на порядок чаще. Можно подумать, что они сыграли более важную роль в возникновении жизни. Но теоретические расчёты показали, что такие кратеры остывали слишком быстро и были способны поддерживать геотермальную активность всего несколько десятков тысяч лет, чего, по-видимому, недостаточно для появления там живых организмов.
Мартин Шмидер из Университета Западной Австралии и Фред Журдан из Кёртинского университета (Австралия) не собирались измерять время остывания кратеров. Они производили рутинное описание финского кратера Лаппаярви диаметром 23 км. Датирование пород позволило оценить его возраст в 76,2 млн лет.
Но некоторые образцы оказались моложе на 1,6 млн лет. Речь идёт о включения ортоклаза (калиевого полевого шпата). Этот минерал кристаллизуется одним из последних при остывании породы, расплавленной ударом метеорита. Различие в возрасте ортоклаза и других пород отмечает период времени, когда кратер был достаточно горяч, чтобы поддерживать геотермальную активность.
Теперь Шмидер и Журдан намерены изучить хорошо сохранившиеся кратеры в Германии и Австралии, дабы выяснить, насколько распространено подобное явление. Это поможет уточнить модели геотермальной активности не только на Земле, но и на Марсе.