Наука и техника / Земля / Метеорология /

Пыль-путешественница несёт дождь на край света

05 марта 2013 года, 12:46 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

Если Сахара станет ещё суше, в Калифорнии участятся дожди. И всё из-за пыли и микроорганизмов, которые принимают участие в формировании облаков и могут путешествовать по свету на узких потоках воздуха, прозванных атмосферными реками.

Пары воды конденсируются на аэрозолях, и атмосферные реки влекут микроскопические частицы, окружённые водой, до тех пор, пока не налетают на горы вроде калифорнийской Сьерры-Невады. Тогда туча проливается дождём.

А в Сан-Франциско дождит... (Фото <noindex><a target=_blank href=/>Thomas Hawk</a></noindex>.)
А в Сан-Франциско дождит... (Фото Thomas Hawk.)

Кимберли Пратер и её коллеги по Калифорнийскому университету в Сан-Диего (США) пролетели, собирая воздушные частицы, через шесть бурь, обрушивавшихся на Сьерру-Неваду в 2011 году. Были добыты также образцы дождя и снега.

Учёным удалось идентифицировать тип и происхождение частиц путём анализа их химических свойств и с помощью спутниковых данных, которые помогли смоделировать начальную точку воздушных потоков, завершившихся бурями. Оказалось, что бури несли с собой огромное количество частиц из Азии. Замечена также пыль из Сахары и с Ближнего Востока.

Выделены две бури, единственное различие которых заключалось в том, что одна была более пыльной и в то же время более влажной. По-видимому, чем больше пыли будет производиться в результате опустынивания и сельского хозяйства, тем больше осадков выпадет за тридевять земель от тех мест.

Ни с того ни с сего на микроорганизмы пришлось 10% собранных частиц. По-видимому, примитивные формы жизни более активно пользуются атмосферными потоками, чем мы привыкли думать.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Подготовлено по материалам NewScientist.