Наука и техника / Биология / Энтомология /

Цикады рвут бактерии крыльями

05 марта 2013 года, 14:32 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Цикада Psaltoda claripennis обладает уникальным антибактериальным оружием: если бактерия попадает на её крыло, у несчастной попросту рвутся клеточная стенка и мембрана.

Этому необычному механизму посвящена статья группы исследователей из Австралии и Испании, опубликованная в Biophysical Journal. Крылья цикады покрыты крохотными тупыми выростами, своеобразными наноштырьками, по размеру сравнимыми с бактериальной клеткой. Когда бактерия прилипает к крылу, эти выросты начинают растягивать клеточную оболочку, которая в итоге рвётся.

Цикада Psaltoda claripennis с антибактериальными крыльями (фото <noindex><a target=_blank href=/>coolerclimes</a></noindex>).
Цикада Psaltoda claripennis с антибактериальными крыльями (фото coolerclimes).

По словам Елены Ивановой из Суинбёрнского технологического университета (Австралия), которая руководила исследованиями, сами выросты не делают никаких дыр в бактерии: это не иглы и не тараны. Разрывы происходят как раз между выростами, там, где натяжение бактериальной оболочки особенно велико.

Учёные экспериментировали с несколькими линиями бактерий, которых подвергали микроволновой обработке — чтобы сделать клеточные оболочки податливее. По их мысли, лучше всего у крыльев цикады должно получаться с более эластичными бактериями. И эксперимент эту гипотезу подтвердил, а кроме того, стало ясно, что нанооружие цикад не так уж универсально, потому что особо жёсткие бактерии выдерживают растягивающую силу «наноштырей» на крыльях.

Однако, как полагают исследователи, «ноу-хау» цикад можно усовершенствовать и использовать для создания разных пассивных антибактериальных материалов, убивающих бактерии одним лишь касанием.

Подготовлено по материалам Nature News.