Исследователи под руководством Аланы Риверы-Ингрэхэм (Alana Rivera-Ingraham) из Торонтского университета (Канада) выявили несколько неожиданный механизм формирования массивных звёзд из протозвёздных газопылевых облаков.
Газопылевое облако Westerhout 3 (вверху слева) просто не может рассеяться после образования протозвезды нормальной массы. Её светимости не хватит, чтобы преодолеть световое давление соседей. (Здесь и ниже иллюстрации ESA.)
Когда газ и пыль в таком облаке коллапсируют в протозвезду, на них действуют две постоянно растущие силы. Одна — это тяготение самой протозвезды, а вторая — световое давление от её же разогретой массы. Чем больше становится протозвезда, тем выше давление. Поэтому, после того как она поглотит вещество, близкое к занимаемому ею региону газопылевого облака, дальнейший рост массы будущего светила обычно прекращается. Так во всяком случае нам это представлялось.
Астрономы из группы г-жи Риверы-Ингрэхэм при помощи космического телескопа «Гершель» долгое время наблюдали за газопылевым облаком Westerhout 3, что в 6 200 световых лет от нас. Оно окружено чуть более старыми звёздами, уже сформировавшимися и излучающими на полную мощность.
Причём окружено оно ими со всех сторон, поэтому газопылевое облако просто не может «рассосаться» под действием излучения протозвезды, в которой нормальный термоядерный цикл ещё не начался и светимость пока не столь велика, как у «взрослых» звёзд по соседству.
Чтобы проанализировать, к каким итогам приведёт такая ситуация, учёные разработали компьютерную модель, воспроизводящую условия в изучавшемся газопылевом облаке, и пришли к предсказуемому выводу о том, что всё закончится появлением очень массивной звезды: ведь она сможет разогнать собственное газопылевое облако своим светом только тогда, когда он станет сильнее, чем у соседних светил.
Этот механизм, к слову, снимает вопрос о том, как происходит образование звёзд тяжелее 20 солнечных масс, возникновение которых долго не могло быть объяснено традиционной схемой звездообразования.