03 апреля 2013 года, 18:50 |
Текст: Кирилл Стасевич
Осьминоги используют свои щупальца для защиты, перемещения, ухаживания и спаривания, добывания пищи и т. д. Из-за множества функций щупальца обладают уникальными биомеханическими характеристиками: к примеру, они могут очень сильно растягиваться безо всякого вреда для себя. Исследователи из Высшей школы св. Анны в Пизе (Италия), изучавшие растяжимость осьминожьих «ног», обнаружили интересную вещь. Оказывается, щупальца самок осьминогов намного эластичнее и растяжимее, чем щупальца самцов.
Зоологи ставили перед головоногими моллюсками задачу: дотянуться до угощения, которое находилось в конце длинной прозрачной трубки. Пока осьминог пытался достать угощение, его отодвигали всё дальше и дальше, провоцируя моллюска тянуться как можно сильнее. Максимальную длину щупальцев, которой удавалось достичь животному, сравнивали с длиной в спокойном состоянии и с общим размером тела.
В случае необходимости самка осьминога может дотянуться «рукой» дальше, чем самец. (Фото Norbert Wu.)
Все подопытные осьминоги смогли удлинить щупальца в два раза. При этом небольшие особи тянулись дальше, чем крупные. Зоологи объясняют это тем, что некрупные осьминоги, во-первых, больше нуждаются в питательных веществах, а во-вторых, из-за скромных размеров они подвижнее и у них более интенсивный обмен веществ.
Однако, как пишут исследователи в Journal of Experimental Marine Biology and Ecology, между осьминогами обнаружилось ещё одно различие: их самки тянули щупальца дальше самцов. И это, по словам авторов работы, объяснить сложнее. Сильнее всего межполовые различия в эластичности были видны тогда, когда самец использовал гектокотиль — специализированную «руку», предназначенную для оплодотворения. Это щупальце у самцов длиннее прочих, но, как оказалось, оно ещё и наименее вытягивающееся.
Впрочем, тут объяснение может быть простым. В эксперименте измеряли не действительную физическую эластичность: учёные видели лишь то, насколько сам осьминог решал растянуть свою «брачную руку». Возможно, самцы просто не рисковали ею: если бы гектокотиль повредился, это помешало бы будущей «личной жизни» осьминога.