Наука и техника / Нанотехнологии /

Как поместить живую клетку в микропирамиду

23 ноября 2012 года, 14:33 | Текст: Роман Иванов

Большинство клеточных исследований проводится «на плоскости», хотя это далеко от естественного поведения клеток, которые требуют для себя достаточно места во всех трёх измерениях. Такая возможность предоставляется в открытых пирамидах, созданных в Институте нанотехнологий при Университете Твенте (Нидерланды).

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Small.

Клетка хондроцита, пойманная в открытую микропирамиду начала общаться с соседками. (Здесь и далее иллюстрации и микрофотографии University of Twente.)

Как водится, технология, позволяющая создавать такие пирамиды, была создана случайно и теперь получила название «угловая литография». Суть в следующем: необходимо соединить некоторое количество плоских кремниевых поверхностей в острый угол и нанести на них другой материал, после удаления которого небольшое количество материала всё равно остаётся в углу. Этот остаток может быть с успехом использован в качестве тонкой иглы-зонда атомно-силового микроскопа или, как в рассматриваемом случае, для формирования микропирамид.

Клетки падают внутрь пирамид сквозь отверстие в основании.

Исследователи изучили возможность использования своих творений в качестве индивидуальных «тюрем» для живых клеток. Предварительные эксперименты на «неживых» полистирольных шариках прошли успешно, а потому следующий этап заключался в захвате хондроцитов, формирующих хрящи клеток. Клетки, переносимые капиллярным потоком жидкости, автоматически «падали» внутрь пирамид сквозь отверстие в основании. Вскоре после попадания в свои 3D-«узилища» клетки начинали взаимодействовать с соседями из других «камер».

Теперь, по мнению учёных, изменения клеточного фенотипа могут изучаться в гораздо более естественных для клеток условиях, чем это имеет место при 2D-экспериментах. Кроме того, пирамиды названы «многообещающим инструментом для изучения процессов регенерации ткани».

Подготовлено по материалам Университета Твенте.