Группа конструкторов Aeroscepsy под руководством Шинсуке Яно (Shinsuke Yano) в ближайшее время намерена побить мировой рекорд дальности полёта для мускулолётов при помощи своего «Гокуракутомбо» (каламбур, означающий одновременно «беззаботный» и «счастливая стрекоза»).
Напомним, японцы покусились на достижение 1988 года, когда мускулолёт «Дедал» постройки команды из Массачусетского технологического института (США) пролетел 115,1 км. Средняя скорость того полёта была лишь 39 км/ч — иными словами, аппарат двигался не быстрее очень медленного мотопланера. Небольшая масса таких машин (а «Дедал» весил всего 31 кг) серьёзно увеличивает их снос боковым ветром, поэтому достижение, приписываемое мифологическо-историческому Дедалу, американцам повторить не удалась. Тот самый маршрут из Крита не был доведён даже до острова Санторина: аппарат упал за шесть метров от берега последнего.
«Гокуракутомбо» имеет необычную форму кабины, выделяющую его на фоне одноклассников. (Фото Aeroscepsy.)
Размах крыльев «Гокуракутомбо» — 35,1 м (половина размаха «Боинга-747»), что при весе в патетические 36,6 кг довольно много. «Дедал» был легче на 5,5 кг при размахе всего на 40 см больше. Почему аппарат, построенный на два десятилетия позже, тяжелее предшественника?
Дело в том, что «Дедал» рухнул в полудюжине метров от Санторина не сам. Порыв ветра тогда, в 1988 году, просто оторвал ему хвост — несмотря на то что мускулолёт был сконструирован с применением углепластика. А всё потому, что, в отличие от прототипа, рекордный вариант «Дедала» был выполнен в расчёте на разрушающую перегрузку не в 3g, а всего лишь в 1,75g. С учётом огромных крыльев и общих размеров ветровое давление превысило прочность аппарата — что и стало причиной его падения.
Пренебрежение прочностью — главный грех любого конструктора. Японцы всемерно его избегают. (Фото MIT.)
Японцы надеются избежать такой участи, поэтому прочность, как они заявляют, у их аппарата выше. Впрочем, некоторую разницу в весе может объяснить и бюджет команды Aeroscepsy. Если МТИ потратил на «Дедал» более полумиллиона долларов, то его нынешние конкуренты скромнее: в аппарате применяется даже экструдированный полистирол, а углепластик только там, где без него нельзя обойтись. Маршрут выбран не менее символичный: от подножья Фудзиямы до моря, 120 км. Летает аппарат уже давно, так что время потренироваться у команды было:
Полёт намечен на весну, когда ветровые условия в районе Фудзиямы будут более благоприятными. Получится ли у островитян задуманное? Посмотрим.