Наука и техника / Биология / Орнитология /

Самцы овсянок подстроили свои песни под вкусы самок

30 января 2013 года, 17:40 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Культурные эволюции бывают не только у людей, но и у птиц. Зоологи из Гвельфского университета (Канада) обнаружили, что саванные овсянки Passerculus sandwichiensis на протяжении поколений меняют свои песни и передают эти изменения не генетически, а, если можно так выразиться, «из уст в уста».

Овсянки обычно поют одну и ту же песню, в которой можно различить несколько частей, условных «предложений». Самцы заучивают её в раннем возрасте и затем поют всю жизнь без каких-либо изменений. Учатся они, разумеется, у своих отцов и у других взрослых особей, живущих рядом. При этом у каждой птицы есть какие-то индивидуальные особенности в голосе. В целом это можно до некоторой степени сравнить с караоке: человек вроде бы поёт ту же самую песню, но его голос легко отличить. Первый блок звуков указывает на видовую принадлежность птицы, второй — на конкретного самца, а третья часть служит знаком для самок: по ней они оценивают кавалера.

Самцы овсянок модифицировали свои песни в соответствии с желаниями самок. (Фото <noindex><a target=_blank href=/>Reed Kaestner</a></noindex>.)
Самцы овсянок модифицировали свои песни в соответствии с желаниями самок. (Фото Reed Kaestner.)

В течение тридцати лет, как пишут исследователи в журнале Animal Behaviour, вторая и третья части песни менялись. Самцы добавили щелчков ко второй и изменили завершающую трель в третьей: если раньше она была длинной и высокой, то теперь укоротилась и стала более низкой.

По словам зоологов, такие изменения вошли в репертуар самцов под влиянием самок: дамам больше нравились короткие финальные трели; стало быть, самцы, которые так пели, имели более высокие шансы.

На генетические изменения тут валить не стоит: птицы, как было сказано, учатся песням с голосов старших товарищей. Похожие вещи, как говорят исследователи, можно обнаружить и у нас. Если сравнить нынешнее и столетней давности произношение людей, живущих в одной местности, можно обнаружить заметные различия, и они обусловлены подвижками в культуре. Правда, говорить о культурном развитии среди птиц, пожалуй, пока что преждевременно.

Подготовлено по материалам Гвельфского университета.