Наука и техника / Биология / Орнитология /

Как самцы амадин хвастаются перед незнакомыми самками

19 декабря 2012 года, 16:52 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Качество песни у птиц зависит от физического состояния особи. Вокальные упражнения забирают много сил, и потому наилучшие песни будут у тех, кто находится в хорошей форме. Собственно говоря, так и происходит выбор брачного партнёра: самки прислушиваются к руладам самцов и по ним понимают, кто здоров, кто болен, кто силён, а кто нет, кто будет хорошим отцом потомству, а кто — плохим.

Самец зебровой амадины (фото <noindex><a target=_blank href=/>Elma_Ben</a></noindex>).
Самец зебровой амадины (фото Elma_Ben).

Но «плохой» самец не всегда готов примириться с тем, что его серенада хуже, чем у здорового соседа. Исследования зоологов из Эксетерского университета (Великобритания) показали, что самцы зебровых амадин часто стараются показаться лучше, чем они есть. Причём, что особенно любопытно, обмануть они пытаются именно незнакомых самок, которые с ними дела ещё не имели. Зоологи брали по сотне птиц каждого пола из разных колоний и рассаживали их вместе так, чтобы самцы оказывались либо с незнакомками из чужой колонии, либо с теми, с кем они уже вступали в отношения. У всех «мальчиков» определяли физическое состояние и наблюдали, как они будут петь в присутствии разных слушательниц.

Оказалось, что перед незнакомками слабенькие самцы склонны были красоваться — старались петь так, чтобы казаться лучше, чем они есть на самом деле. Если же их слушали «девочки» из одной с ними колонии, за которыми они ухаживали и с которыми имели, что называется, личные отношения, то песня была адекватна физическому состоянию птицы.

Результаты своих наблюдений исследователи представили в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Эволюционные резоны самцов амадин понять можно. Гораздо удивительнее то, что их поведение как будто копирует человеческое: можно сколько угодно вешать лапшу на уши незнакомке в баре, но дома, перед законной супругой, нет никакого смысла скрывать пивной живот и прочие недостатки «физического состояния».

Подготовлено по материалам Университета Эксетера.