Наука и техника / Биология / Экология /

Здоровые оленихи помогают сыновьям стать альфа-самцами

07 марта 2013 года, 18:17 | Текст: Кирилл Стасевич

Чем больше родители заботятся о ребёнке, чем больше вкладывают в его здоровье и образование, тем вероятнее, что ребёнок сможет многого добиться, когда вырастет. Нечто подобное можно наблюдать и в животном мире, среди оленей.

Исследования экологов из Университета Бригама Янга (США) показали, что большинство доминантных самцов оленей и лосей были рождены от самок, которые в тот момент находились в самом благоприятном для материнства времени.

Будущее оленя зависит от материнской заботы, которую он получил в раннем детстве. (Фото <noindex><a target=_blank href=/>Corbis</a></noindex>.)
Будущее оленя зависит от материнской заботы, которую он получил в раннем детстве. (Фото Corbis.)

Выгодный период для производства потомства означает, что самка достаточно здорова и обеспечена пищей. В этом случае созревающий плод, как и мать, будет в полном порядке. А потом, когда детёныш родится, мать обеспечит ему полноценное вскармливание, её молоко будет качественнее, а кроме того, здоровая и активная самка лучше защитит оленёнка от опасностей.

Выросший детёныш уходит от матери, чтобы жить своей жизнью, перенося и суровые зимы, и засушливые лета, и болезни, и всевозможные стрессы. Однако материнский эффект, как пишут исследователи в веб-издании PLoS ONE, продолжает играть свою роль: повышенная забота матери, которую молодой олень получал в нежном возрасте, помогает ему преодолеть трудности и выдвинуться в альфа-самцы.

Разумеется, никто не говорит о том о специальном расчёте оленихи на то, что её сын станет начальником Кремля. Просто если так совпало, что оленёнок родился от совершенно здоровой матери в расцвете сил, то его с большей вероятностью ждёт «светлое будущее». До некоторой степени это похоже на деление на любимых и нелюбимых детей, когда первым достаются лучшие игрушки и лучшее образование, а потом они становятся гордостью семьи, а нелюбимым... ну, как получится.

У оленей, конечно, играют роль не психологические, а физиологические факторы: самка заботится о детёныше изо всех сил, но этих сил у неё в разное время то больше, то меньше. Скорее всего, это общий закон; у других животных самцы и самки, рождённые от здоровых родителей, тоже могут рассчитывать на более высокое место в сообществе благодаря качественной родительской заботе.

Подготовлено по материалам Университета Бригама Янга.