Наука и техника / Астрономия /

Рядом с Солнцем обнаружена необычная система

12 марта 2013 года, 11:53 | Текст: Александр Березин | Послушать эту новость

В 6,5 светового года от Земли открыта новая система — третья по удалённости от нас. Закономерный вопрос: как такое возможно в XXI веке, когда мы способны обнаружить планету вокруг звезды, находящейся стократно дальше?

Всё просто: система WISE J104915.57-531906 (или просто WISE 1049-5319) в созвездии Паруса содержит не две звезды, а два коричневых карлика — ближайших из когда-либо открытых. Иными словами, оба её тела недостаточно массивны, чтобы стать даже красными карликами, а потому в их недрах не идут устойчивые термоядерные реакции, из-за чего их светимость ничтожна, и обнаружить такие тела очень и очень трудно. В то же время они в десятки раз массивнее крупнейшей планеты нашей системы — Юпитера.

Итак, коричневые карлики в ближайших звёздных окрестностях Солнца есть, но, в отличие от предсказаний советской фантастики, их больше одного. (Здесь и ниже илл. NASA, JPL, Gemini Observatory, AURA, NSF, J. Williams, PSU.)

Открытие сделано астрофизиком Кевином Лахманом (Kevin Luhman), адъюнкт-профессором Университета штата Пенсильвания (США), при сличении снимков одного и того же сектора неба, сделанных в 1978–1999 и 2010 году по проектам «Цифровой обзор неба», 2MASS (ИК-диапазон), а также на основании данных спутника WISE.

Строго говоря, статус одного тела этой системы, WISE 1049-5319 A, не до конца ясен: оно имеет класс L8, к которому относят звёзды или коричневые карлики с температурой 1 300–2 000 K. Некоторые из них могут быть достаточно массивными для поддержания термоядерной реакции на постоянной основе, то есть это звёзды, в то время как другие (более лёгкие) относятся к субзвёздным объектам, в которых нет термоядерной реакции. В обоих случаях цвет WISE 1049-5319 A — тёмно-красный. WISE 1049-5319 B находится на переходе между спектральными классами L и T. Если для L-класса обычно характерны спектральные следы воды и угарного газа, то T-класс характеризуется следами метана, натрия и калия. Если бы мы могли увидеть WISE 1049-5319 B глазами с небольшой дистанции, объект показался бы нам тёмно-пурпурным.

Оба тела обращаются вокруг общего центра масс примерно за 25 лет и считаются чрезвычайно интересными для дальнейших исследований. В самом деле: это не только ближайшая из открытых с 1916 года система, но и неплохой кандидат в системы, располагающие экзопланетами. Если их удастся обнаружить, астрономам представится уникальная возможность исследовать планеты вокруг коричневых карликов с очень небольшого расстояния.

Ближайшие соседи Солнечной: облако Оорта, система Альфа Центавра, звезда Барнарда, пара коричневых карликов WISE 1049-5319.

Ближе этой системы к нам расположена только звезда Барнарда (примерно 6 световых лет) и система Альфа Центавра, у которой недавно была обнаружена планета, размерами сходная с Землей. Интересно, что астрономы уже делали предположение о возможном нахождении в ближайших окрестностях Солнечной системы, даже ближе Альфы Центавра, коричневого карлика, обнаружить который очень трудно из-за его малой светимости...

Отчёт об исследовании будет опубликован в издании Astrophysical Journal Letters, но с его полным текстом можно ознакомиться уже сейчас.

Подготовлено по материалам Университета штата Пенсильвания.