Наука и техника / Астрономия /

Открыт редкий тройной квазар

13 марта 2013 года, 19:06 | Текст: Александр Березин | Послушать эту новость

Квазар — это особо мощное и далёкое активное ядро галактики, излучение от которого обычно принято связывать с активностью сверхмассивных чёрных дыр в центре каждого квазара. Обычно эти объекты находятся на громадном удалении от нас, и с учётом их огромной яркости два, а тем более три квазара рядом почти невозможно зарегистрировать современными средствами наблюдения.

Тройной квазар (компоненты A, B и C) (здесь и ниже иллюстрации E.Farina et al.).

Однако исследователям под руководством Эммануэле Фарины (Emanuele Farina) из Инсубрийского университета (Италия) при помощи Телескопа новых технологий Европейской южной обсерватории (в Чили) всё же удалось найти — второй раз в истории астрономии — тройной квазар. На сей раз находка столь далека, что свет от её компонентов потратил 9 млрд лет, чтобы достичь Земли.

Сектор неба, в котором был обнаружен QQQ J1519+0627.

QQQ J1519+0627, как называется новооткрытый тройной квазар, неоднороден: два квазара в нём ближе друг к другу, чем к третьему. Это значит, что группа, скорее всего, возникла как итог взаимодействия этих ближайших друг к другу объектов, к которым лишь затем присоединился третий.

При этом все они умещаются в секторе пространства в какие-то 300 кпк (~ 700 000 световых лет), то есть довольно близки по квазарным меркам. Что интересно, в ИК-диапазоне рядом с ними нет никаких разогретых галактик, в которых обычно обнаруживаются квазары. Иными словами, если эти квазары и являются окрестностями сверхмассивных чёрных дыр, то формирование галактик вокруг них ещё не завершено.

Как полагают астрономы, вся троица представляет собой лишь часть более крупной структуры, образование которой продолжается, что предоставляет ценную возможность непосредственного наблюдения этого процесса.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам Королевского астрономического общества.