Наука и техника / Биотехнологии и медицина /

Могут ли бактерии избавить от ожирения?

28 марта 2013 года, 12:26 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Не секрет, что самым эффективным способом лечения ожирения до сих пор считается хирургическая операция. Ни диеты, ни лекарства не помогут избавиться от лишнего веса так, как это делает желудочное шунтирование. Операция эта заключается в том, что желудок делится на две части, большую и малую, и малая часть непосредственно соединяется с кишечником. Пища попадает из пищевода в небольшой объём желудка, а оттуда — сразу в кишечник. В результате у человека слабеет чувство голода, для насыщения ему требуется меньше пищи, но при этом начинается интенсивное сжигание жировых запасов: вскоре исчезает до 75% лишних жиров. То есть главным жиросжигающим фактором оказывается не столько само изменение объёма желудка, сколько метаболические перемены, которые оно провоцирует.

Некоторые желудочно-кишечные бактерии в будущем, возможно, станут альтернативой желудочному шунтированию. (Фото <noindex><a target=_blank href=/>Dennis Kunkel Microscopy</a></noindex>.)
Некоторые желудочно-кишечные бактерии в будущем, возможно, станут альтернативой желудочному шунтированию. (Фото Dennis Kunkel Microscopy.)

Но раз всё сводится к метаболизму, то в этом должны участвовать и желудочно-кишечные бактерии. Известно, что после операции желудочного шунтирования меняется состав желудочно-кишечной микрофлоры. Точно так же давно известно, что видовой состав бактерий в кишечнике меняется при ожирении. Более того, если мышам с обычным весом тела пересаживали бактерии от мышей с ожирением, здоровые грызуны тоже начинали набирать вес. Однако до сих пор никто не проверял, что происходит при желудочном шунтировании, что тут причина, а что — следствие: то ли изменения в микрофлоре вызывают потерю веса, то ли потеря веса ведёт к изменениям в микрофлоре.

Исследователи под руководством Ли Каплана из Гарвардского университета (США) убедились, что тут работают оба сценария. Результаты экспериментов оказались столь впечатляющими, что их опубликовали в Science Translational Medicine. Учёные делали ожиревшим мышам желудочное шунтирование, после которого животные теряли до 30% массы и продолжали после этого оставаться более или менее в форме, даже несмотря на жирную диету. Это сопровождалось и перестройками в составе желудочно-кишечной микрофлоры: по-видимому, бактерии были чувствительны к переменам в секреции желчных кислот.

Однако потом, когда образцы микрофлоры похудевших грызунов давали другим мышам, у которых, кстати, не было проблем с лишним весом, то последние тоже худели — примерно на 5%. Если учесть, что никаких перемен в диете не было, то эти 5%, по словам учёных, выглядят очень значительным результатом: мыши похудели лишь из-за введения бактерий. Правда, стоит упомянуть, что для чистоты эксперимента бактерии вводились животным, которых выращивали в стерильных условиях и без какой-либо желудочно-кишечной микрофлоры. Однако до сих пор появление микрофлоры в организме безбактериальных животных всегда (подчёркиваем: всегда) вело к увеличению веса. И это легко объяснялось: микроорганизмы помогали усваивать больше питательных веществ, желудок и кишечник начинали лучше работать и т. д. На сей раз всё было наоборот: бактерии заставили мышей похудеть.

Хотя исследователи и определили, какие микроорганизмы доминируют в микрофлоре после операции (на смену Firmicutes и Bacteroidetes приходят Proteobacteria), механизм эффекта пока не совсем ясен. Учёные предполагают, что изменения в бактериальном балансе как-то влияют на гормоны, а через них — и на весь метаболизм. Можно ли использовать бактериальные таблетки для того, чтобы сбросить вес? — Очевидно, можно. Но перед этим нужно выяснить, как «бактерии для похудения» взаимодействуют с обычными бактериями желудка. Ведь может случиться и так, что «бактерии для похудения», сделав своё дело, будут вытеснены обычной микрофлорой — и избыточный вес вернётся. То есть полученный эффект, возможно, нужно будет закрепить, и исследователям ещё предстоит понять, как это сделать.

Подготовлено по материалам Гарвардского университета.