Наука и техника / Биология / Экология /

Глобальное потепление оттеснит фитопланктон к полюсам

26 октября 2012 года, 17:38 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Нет нужды напоминать, сколь важную роль в экологии планеты играет морской фитопланктон. Даже если не учитывать, что он находится в основании пищевой пирамиды и, по сути, кормит море, всегда следует помнить, что кислородом в земной атмосфере мы обязаны во многом именно фитопланктону.

При этом довольно мало известно о распределении фитопланктона по океану. И ещё меньше — о том, как поведёт себя фитопланктон в условиях глобального потепления.

Планктонная водоросль диатомея (фото <noindex><a target=_blank href=/>Jim Zuckerman</a></noindex>).
Планктонная водоросль диатомея (фото Jim Zuckerman).

Исследователи из Мичиганского университета (США) провели масштабную работу, проанализировав экологические привычки более чем 130 видов фитопланктона. В первую очередь учёных интересовали температурные условия, при которых предпочитает жить тот или иной вид. В результате удалось обнаружить любопытную закономерность. Оказалось, что планктон, который живёт в приполярных водах и морях умеренного климатического пояса, лучше всего размножается при температуре выше среднегодичной, характерной для его места обитания. Тропический же планктон, наоборот, оптимально размножается при своей среднегодичной или даже более низкой температуре.

А это значит, пишут исследователи в журнале Science, что тропические виды фитопланктона окажутся более чувствительными к глобальному потеплению. В результате, как пророчат экологи, к 2100 году тропический планктон (который составляет весьма значительную часть фитопланктона Мирового океана) либо будет оттеснён к полюсам, либо просто вымрет. В любом случае для тропических морских экосистем исчезновение общего кормильца станет тяжёлым ударом.

Исследователи затрудняются сказать, почему у некоторых видов фитопланктона не оказалось запаса прочности к таким климатическим переменам, притом что более северные виды могут до какой-то степени противостоять повышению температуры. Впрочем, исследователи не исключают, что в прошлом у тропических планктонных водорослей такой запас прочности был, просто к данному моменту он оказался израсходован. Это позволяет надеяться, что фитопланктон всё же в состоянии адаптироваться к меняющейся ситуации, и в будущем учёные как раз собираются выяснить, с какой скоростью он может приспосабливаться к подобным изменениям.

Подготовлено по материалам Мичиганского университета.