Наука и техника / Биотехнологии и медицина /

Материнские клетки дрожжей жертвуют собой во имя потомства

09 ноября 2012 года, 16:09 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Ради своего ребёнка мать готова отдать всё, даже жизнь. Такое поведение присуще не только человеку, но и животным. Тут можно вспомнить самок дельфинов, которые перестают спать на какое-то время, когда заботятся о детёнышах, или паучих, буквально отдающих себя на съедение собственным паучатам. Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США) обнаружили, что подобное самопожертвование можно обнаружить едва ли не на клеточном уровне: оказалось, что материнские клетки дрожжей отдают собственные митохондрии дочерним и делают это настолько бескорыстно, что в конце концов погибают сами.

Почкующиеся клетки пекарских дрожжей (фото <noindex><a target=_blank href=/>Dr. Thomas Deerinck</a></noindex>).
Почкующиеся клетки пекарских дрожжей (фото Dr. Thomas Deerinck).

Обычно мы представляем деление клеток так: клетка распадается на две одинаковые части, давая начало двум одинаковым копиям себя самой. В этом случае каждая из «дочек» получит примерно одинаковое число митохондрий. Так происходит в случае, например, обычного митоза. Но клетки не всегда делятся строго пополам. В некоторых случаях дочерние клетки, будучи внешне одинаковы, ведут себя по-разному, как это происходит, например, со стволовыми и некоторыми раковыми. В случае дрожжей отличий от классической схемы ещё больше; тут вообще можно говорить только об одной дочерней клетке, которая отпочковывается от материнской. Дочерняя клетка дрожжей заметно меньше родительской, и можно было бы ожидать, что она при этом получает меньше митохондрий, пропорционально своему размеру.

Однако всё обстоит ровно наоборот. Митохондрии обеспечивают энергией, и их необходимость для растущей клетки очевидна. Как пишут исследователи в журнале Science, дочерние клетки дрожжей получают намного больше митохондрий, чем можно было бы предположить по их размеру. Материнские клетки с помощью молекулярных моторов и белков цитоскелета активно перекачивают дополнительные митохондрии своим «дочкам», чтобы тем не пришлось столкнуться с энергетическим дефицитом. При этом ухудшается самочувствие самих материнских клеток, которые начинают умирать после десятого поколения дочерних. И редкая родительская клетка доживает до двадцатого сеанса почкования.

Авторы работы полагают, что такая же забота может иметь место и в других случаях неравноправного деления — например, у вышеупомянутых стволовых и раковых клеток. Если так, то в руках у учёных может оказаться ещё один способ контроля над размножением как тех, так и других, с подавлением или активацией «материнских» инстинктов родительских клеток.

Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Сан-Франциско.