Наука и техника

Наука и техника / Энергетика / Альтернативная энергетика /

Позаимствует ли ветроэнергетика конструкцию ранних самолётов?

05 декабря 2012 года, 14:09 | Текст: Александр Березин | Послушать эту новость

General Electric Power and Water разрабатывает ветряную турбину, лопасти которой сделаны не из традиционного стекловолокна, а из металлического каркаса, обтянутого тканью, — напоминая скорее первые десятилетия авиации.

Конструкция разрабатываемых лопастей больше всего напоминает крыло истребителя первой трети XX века. (Иллюстрация GE.)
Конструкция разрабатываемых лопастей больше всего напоминает крыло истребителя первой трети XX века. (Иллюстрация GE.)


Новый подход позволит радикально увеличить размах лопастей. Теперь он сможет превысить 120 м. Напомним: стеклопластиковые лопасти такого размера непрактичны. Кроме прочего, стеклопластиковые детали даже существующих ветряков обходятся в копеечку, а ткань и металлический каркас куда более пригодны для массового производства и, следовательно, не так дороги. Обещаемое GE снижение издержек позволит удешевить ветротурбину на 25–40%. Как отмечают в компании, такая технология позволит ветрякам наконец-то стать столь же экономичными, как электростанции, тупо сжигающие ископаемое топливо, — и не за счёт государственных субсидий.

Знаете ли вы, что в последние годы затраты на компенсацию капитальных вложений (огрублённо — строительство электростанций) для угольных ТЭС в США достигли 6,53 цента на киловатт-час выработки? А для наземных ветряков (офшорные пока гораздо дороже) эта цифра составила 8,39 цента. Очевидно, что если последний показатель благодаря новых лопастям удастся снизить хотя бы на 15–20%, то угольная энергетика, основная в Штатах, больше не сможет конкурировать с ветряной, которая не нуждается в регулярных закупках топлива.

Вопрос, конечно, во многом сводится к ткани — точнее, нетканому материалу, который пока разрабатывается в основном силами самой GE. Ей потребуется не просто прочность и ресурс как минимум в 20 лет, но и обеспечение гидрофобности, а в идеале и супергидрофобности. Иначе проблемы у этого материала (скажем, оледенение) будут намного тяжелее, чем у стеклопластиковых лопастей.

Разработка новых лопастей рассчитана на три года; вместе с GE в ней участвуют группы из Массачусетского технологического института и ряда других вузов США.

Подготовлено по материалам General Electric.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Альтернативная энергетика":