Наука и техника / Астрономия /

Сфотографировано шаровое скопление 47 Тукана

11 января 2013 года, 19:30 | Текст: Дмитрий Целиков

На инфракрасном изображении, полученном телескопом VISTA Европейской южной обсерватории, вы видите шаровое скопление 47 Тукана так, как никто и никогда. Здесь миллионы звёзд, в том числе с экзотическими характеристиками.

Шаровые скопления содержат в основном старые звёзды, притянутые друг к другу одной небезызвестной силой. Они обращаются вокруг галактических центров, как спутники — вокруг Земли. В них очень мало пыли и газа — скорее всего, их сдуло звёздными ветром и взрывами, а также взаимодействием межзвёздного газа с кластером. Весь оставшийся материал миллиарды лет назад пошёл на создание светил.

47 Тукана (NGC 104) расположено примерно в 15 тыс. световых лет в созвездии Тукан. Его диаметр оценивается примерно в 120 световых лет, поэтому, несмотря на свою удалённость, на небе оно занимает столько же места, сколько полная луна. Это одно из самых ярких и массивных скоплений, известных науке, и его можно увидеть невооружённым глазом. Из полутора сотен шаровых скоплений, вращающихся вокруг центра Млечного Пути, 47 Тукана уступает по массе только ω Центавра.

В сердце этого кластера лежит множество интересных систем, в том числе рентгеновские источники, переменные звёзды, звёзды-вампиры, голубые отставшие звёзды и крошечные миллисекундные пульсары (здесь их 23, больше только у шарового скопления Terzan 5).

По всему изображению разбросаны красные гиганты: они выделяются тёмно-янтарным оттенком на фоне бело-жёлтых светил. На заднем плане расположены звёзды Малого Магелланова Облака, которое и изучал крупнейший в мире телескоп VISTA, а 47 Тукана было сфотографировано мимоходом.

Ищите 47 Тукана здесь!

Окрестности 47 Тукана (размеры изображения: 2,4×2,8˚). Ниже и левее виднеется ещё одно яркое скопление, NGC 121. Оно, как и многие другие, видимые здесь, не относится к Млечному Пути, а потому кажется меньше.

Подготовлено по материалам Европейского космического агентства.