Наука и техника

Наука и техника / Транспорт /

Первый в мире пассажирский паром на газовом топливе готовится к вводу в эксплуатацию

11 января 2013 года, 15:06 | Текст: Александр Березин

Теплоход Viking Grace, построенный на верфи STX Finland Oy в городе Турку (Финляндия) и предназначенный для эксплуатации (с 15 января 2013 года) финской паромной компанией Viking Line, будет работать на сжиженном природном газе (СПГ).

Этот теплоход может тратить на топливо вдвое меньше аналогов, при этом не так загрязняя воздух. Однако и его технические достижения не всесильны: субсидии и ловкие руки пока ещё никто не отменял. (Здесь и ниже илл. STXF.)
Этот теплоход может тратить на топливо вдвое меньше аналогов, при этом не так загрязняя воздух. Однако и его технические достижения не всесильны: субсидии и ловкие руки пока ещё никто не отменял. (Здесь и ниже илл. STXF.)


Значение этого факта трудно переоценить. Размеры Viking Grace довольно велики — 218 м в длину и 31,8 м в ширину. При 57 000 брутто-регистровых тонн паром может перевозить в своих 880 каютах 2 800 пассажиров, одновременно имея на палубах сотни автомобилей. Впрочем, несколько более полное представление о его размерах вы получите из видеоматериала:



Максимальная скорость не так велика, всего 22 узла (40,7 км/ч), однако с учётом длины предполагаемого маршрута эксплуатации (Турку — Стокгольм) это не главное. Что действительно важно — так это применение для его газодизельной установки сжиженного природного газа.

Преимущества и недостатки сей схемы очевидны. С одной стороны, сжиженный газ вдвое дешевле дизельного топлива, значительно продлевает ресурс судового двигателя и снижает затраты на его техобслуживание (которое можно проводить реже). С другой — хотя его плотность в 600 раз выше, чем у метана в вашей газовой плите, в единице объёма СПГ всё равно содержится лишь 60% энергии, запасаемой в аналогичном объёме солярки. Соответственно, размер топливохранилища у Viking Grace на две трети больше, чем у чисто дизельного судна. В то же время, в отличие от экспериментов 90-х годов с «Невой-1», четыре газодизельных двигателя Wärtsilä 8L50DF (4×7 600 кВт) могут работать полностью на газе, без запальных доз дизтоплива, хотя и сохраняют возможность функционирования на дизельном топливе и даже флотском мазуте, на случай если заправиться СПГ в том или ином порту не удастся.

В остальном это типичный продукт одной из самых современных европейских верфей: оптимизированный с точки зрения гидродинамики корпус минимизирует воздействие зыби на судно, винты предельно экономичны, судно в избытке оснащено спасательными средствами, а численность экипажа сведена к возможному минимуму (всего 200 человек). Типично европейская у Viking Grace и цена — 240 млн евро ($315 млн). Конечно, дороже, чем у современного лидера мирового кораблестроения, но в Европе, вероятно, дешевле уже не построить.

Общая схема расположения газонакопительных ёмкостей (не относится конкретно к Viking Grace) наглядно показывает их внушительный объём.
Общая схема расположения газонакопительных ёмкостей (не относится конкретно к Viking Grace) наглядно показывает их внушительный объём.


Судьба новинки может оказаться непростой. Хотя первое судно с 15 января начнёт регулярные рейсы между Турку и Стокгольмом, STX Finland Oy недавно потеряла заказ на миллиард евро от Royal Caribbean International (Майами, США), планировавшей приобрести систершипы Viking Grace для своего лайнерного флота. Эта норвежско-американская компания выбрала в итоге продукцию STX France — вовсе, понятно, на газовую, в силу меньшей цены. Тогда финские корабелы обратились в Европейскую комиссию с просьбой о рассмотрении правомерности французских по происхождению государственных субсидий, позволивших STX France предложить меньшую на фоне несубсидируемых финнов цену за свой корабль.

Как отмечают в финской компании, их судно, не в пример опекаемым государством конкурентам, в газовом режиме выбрасывает на 20% меньше углекислого газа, на 80% меньше окислов азота и на 100% меньше сажи и соединений серы в сравнении с обычными кораблями.

Подготовлено по материалам Франс-Пресс.

blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Транспорт":