Наука и техника

Наука и техника / Психология /

Супергерой остаётся собой и в реальной, и в виртуальной жизни

31 января 2013 года, 15:51 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

«With great power comes great responsibility» («Кому много даётся, с того много и спрашивается») — считается, что английскому языку эту фразу подарили Стэн Ли и Стив Дитко, авторы пятнадцатого выпуска комиксов Amazing Fantasy, в котором впервые появился Человек-Паук.

К любителям совершать подвиги в виртуальном мире это тоже относится: судя по результатам недавнего исследования, обладание сверхсилой в компьютерной реальности повышает вероятность того, что человек окажется полезным и в обычной жизни.

Исследование проводили клинический психолог Робин Розенберг и её коллеги из Лаборатории виртуального человеческого общения Стэнфордского университета (США). Г-жа Розенберг, надо заметить, давно занимается темой супергероев. На её счету книги «Что такого в Бэтмене?» (What's The Matter With Batman?) и «Корни супергеройства» (Superhero Origins).

Участники эксперимента — 30 женщин и 30 мужчин — оказались на туманных улицах виртуального города и обнаружили, что могут летать: одни — как Супермен, а другие — в качестве пассажира вертолёта. Далее одним предложили найти потерявшегося ребёнка, больного диабетом и отчаянно нуждающегося в инъекции инсулина, а других отправили на неторопливую экскурсию. Так образовались четыре группы.



После того как участники завершали эксперимент и снимали шлемы виртуальной реальности, их просили присесть. Сотрудница лаборатории, возившаяся с оборудованием, как будто случайно опрокидывала чашку с пятнадцатью ручками, находившуюся рядом с добровольцем. Так вот, те из участников, которые летали подобно Супермену, не только реагировали быстрее вертолётчиков, но и подбирали больше ручек. Шестеро вообще не сдвинулись с места, и все они в виртуальной реальности сидели в вертолёте. Интересно, что спасение ребёнка никак не повлияло на результат.

Получается, к предупредительному социальному поведению людей подталкивает сам факт обладания виртуальной сверхсилой, а не пример такого поведения в компьютерной реальности. Вероятно, объясняется это тем самым выражением, с которого мы начали заметку. Человек бессознательно понимал, что раз он супергерой, то должен соответствовать. Кстати, персонажи комиксов так и поступают: простой человек внезапно обнаруживает у себя сверхспособности и отправляется спасать мир. Впрочем, обратное тоже случается: человек решает использовать полученную силу для собственного блага — и рождается новый сверхзлодей. Но поп-культура (а она везде, даже комиксы читать не нужно) учит тому, что первый выбор всё-таки лучше, а то злодеи что-то всю дорогу проигрывают.

Результаты исследования опубликованы в интернет-журнале PLOS ONE.

Подготовлено по материалам Discovery News.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Психология":