Наука и техника / Нейробиология /

Старение нейронов зависит от старения организма

28 февраля 2013 года, 15:39 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Один из признаков приближающейся старости — ослабление работы мозга. Нервные клетки не восстанавливаются (если не брать в расчёт слабый нейрогенез, который всё-таки есть в некоторых областях мозга), и потому однажды в мозгу просто, что называется, начинает не хватать кадров. Однако, как оказалось, время жизни самих нейронов зависит от жизненного срока организма: чем больше он склонен к долгожительству, тем больше протянут его нервные клетки.

Лоренцо Маграсси из Павийского университета и его коллеги из Туринского университета (оба — Италия) с помощью флюоресцентного белка модифицировали предшественников нервных клеток у мышиных эмбрионов. Время жизни мышей составляло 18 месяцев, однако ещё до рождения клетки-предшественницы нейроны пересаживали эмбрионам крыс, которые жили в два раза дольше. Клетки-предшественницы дифференцировались в нейроны разных типов, и учёные наблюдали за одними из них, называемыми клетками Пуркинье.

Оказалось, что у состарившихся мышей количество клеток Пуркинье уменьшилось почти вдвое. У крыс же к этому времени все клетки были целы.

Нейроны Пуркинье в коре мозга (фото <noindex><a target=_blank href=/>Thomas Deerinck</a></noindex>).
Нейроны Пуркинье в коре мозга (фото Thomas Deerinck).

Когда через три года и крысы достигли преклонного возраста, учёные проверили, как у животных обстоят дела с пересаженными нейронами. Клетки старели так же, как и соседские собственные нейроны крыс, однако срок их жизни был сопоставим со сроком жизни самих животных. То есть в старении пересаженные нейроны не обгоняли своих новых хозяев и не умирали раньше времени.

При этом, как пишут исследователи в журнале PNAS, внешне эти нейроны никак не менялись, то есть выглядели так, как если бы принадлежали мышиному, а не крысиному мозгу.

Отсюда следует, что время жизни нервных клеток не предопределено генетически и в очень большой степени зависит от окружения. У нейронов нет собственных биологических часов, которые говорят им, что пора умирать: такими часами им служит весь организм. Влияя на окружение нервных клеток, можно удлинить им жизнь, не боясь при этом нарушить их работу. И такой возможностью не грех воспользоваться и нам, хотя с тем, как обстоят дела с биологическими часами у человеческих нейронов, ещё только предстоит выяснить.

Подготовлено по материалам Medical Xpress.