Психиатрические болезни возникают при сложении иммунного и нервного стресса
04 марта 2013 года, 17:32 |
Текст: Кирилл Стасевич
Мы знаем, что стресс, особенно в раннем возрасте, может спровоцировать психоневрологические болезни вроде глубокой депрессии, шизофрении и т. п. Но, как выяснили исследователи из Швейцарской высшей технической школы Цюриха, одного лишь стресса мало: нужно, чтобы была вторая составляющая в виде переактивированного иммунитета. Причём активация иммунитета может произойти в период внутриутробного развития, а вовсе не тогда, когда на нервную систему подействует стресс.
Урс Мейер и его группа вместе с коллегами из Германии, Дании и Италии ставили следующий опыт: мышей на поздней стадии беременности подвергали воздействию препарата, который имитировал вирусную атаку. Иммунитет самок активировался, и это передавалось детёнышам, которых они вынашивали. После того как мышата появлялись на свет, учёные ждали, когда они вступят в пору полового созревания, и начинали их стрессировать: отбирать питьевую воду, ограничивать свободное пространство, бить слабым током. После этого животные проходили такой тест: они слышали подряд два звука — один тихий, второй очень громкий. Обычно реакция на громкий звук сглаживается, если перед ним дают услышать звук потише. Но больные шизофренией реагируют на громкий звук одинаково, будь он с тихим предшественником или без него.
Микроглиальные иммунные клетки, количество которых в мозгу возрастает при шизофрении (фото Urs Meyer / ETH Zurich).
Эксперимент ставили с четырьмя группами мышей: одни испытывали двойной стресс (пренатальный иммунный и постнатальный нервный), другие — только пренатальный, третьи — только постнатальный, а четвёртые были избавлены от стресса. Как пишут исследователи в журнале Science, сильнее всего поведение менялось у тех, кто испытал оба вида стресса. Эти животные реагировали на звуковой тест подобно шизофреникам. При этом у них были заметные нейрохимические отличия и большее число иммунных клеток в мозге, что опять-таки считается признаком шизофрении. Эффект от обоих стрессов, по словам учёных, был синергичный, то есть иммунный стресс помогал нервному, и общий результат был выше, чем если бы имело место простое сложение двух стрессовых эффектов.
До сих пор было принято обсуждать влияние отдельных факторов на появление психических заболеваний. Теперь же очевидно, что необходимо учитывать и взаимодействие между факторами, а также то, что именно в нём следует искать причины развития аутизма, шизофрении или депрессии.
В связи с этим можно вспомнить другую недавнюю работу, опубликованную в журнале Lancet: учёные сообщили о том, что разные психоневрологические болезни происходят по одним и тем же генетическим причинам, а различия между ними зависят от факторов окружающей среды. Возможно, сочетание иммунного и нервного стрессов как раз и определяет, по какому пути пойдёт запрограммированное в генах психиатрическое расстройство.