Наука и техника

Наука и техника / Психология /

Харизматичные и общительные продавцы невыгодны для торговли

11 апреля 2013 года, 16:26 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Если попросить нас представить, как должен вести себя идеальный продавец (неважно чего), перед нашим внутренним взором возникнет персона экстравертная, легко идущая на контакт, самоуверенная, напористая, излучающая позитив на грани агрессивности. Согласны? Между тем исследования Адама Гранта из Пенсильванского университета (США) показывают, что эти личные качества не всегда ведут к успеху — и преимущество скорее на стороне тех, кто не является ни явным интровертом, ни явным экстравертом.

В исследовании участвовали триста продавцов, мужчин и женщин. Все они прошли психологические тесты, призванные определить тип личности, и полученные итоги потом сравнивались с трёхмесячными результатами работы. Оказалось, что те, у кого в характере есть черты обоих психотипов, выручали денег на 24% больше, чем чистые интроверты, и на 32% — чем чистые экстраверты. Особое удивление, как пишет исследователь в журнале Psychological Science, у него вызвало то, что стопроцентные интроверты и экстраверты не очень отличались друг от друга по торговой удачливости (хотя различие, разумеется, было).

Чтобы удачно торговать, не пытайтесь давить на покупателей своей общительностью. (Фото <noindex><a target=_blank href=/>I Love Images / Corbis</a></noindex>.)
Чтобы удачно торговать, не пытайтесь давить на покупателей своей общительностью. (Фото I Love Images / Corbis.)


Адам Грант считается признанным специалистом в области исследований психологии лидерства, инициативности, мотивации и пр., так что его результаты подкреплены солидной научной репутацией. Сам он полагает, что знак равенства между успехом и экстравертностью (общительностью, напористостью, хроническим оптимизмом) есть не более чем стереотип, культурно-психологический миф. Люди предпочитают видеть лишь плюсы в таком типе характера, забывая о том, что у всякой психологической черты есть оборотная сторона. И она тем ощутимее, чем сильнее проявляется эта черта.

Представить, почему экстраверты теряют в выручке, довольно просто. Чем экстравертнее продавец, тем менее он склонен слушать клиента, тем сильнее навязывает своё мнение, давит, что называется, психологически. Клиенту начинает казаться, что им манипулируют, что ему пытаются что-то «впарить», и в результате старания продавца-экстраверта остаются без вознаграждения. Ну а минусы продавца-интроверта представить и того легче.

В общем, получается, что для получения максимального дохода в продавцы нужно нанимать обычных людей, с которыми проще найти общий язык таким же обычным покупателям.

Подготовлено по материалам Association for Psychological Science.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Психология":