Наука и техника

Наука и техника / Нейробиология /

Центр удовольствия определяет стоимость музыки

12 апреля 2013 года, 12:46 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Человек может получать удовольствие как от плотских утех, так и от эстетических переживаний. И в том и в другом случае в мозгу включается дофаминовая система. Два года назад Роберт Затор из Университета Макгилла (Канада) вместе с коллегами описал нейробиологический эффект от любимой музыки: уровень дофамина при её прослушивании повышался, особенно перед самыми любимыми пассажами, — то есть мозг как бы предвкушал наслаждение. Главным игроком тут была область под названием nucleus accumbens (прилежащее ядро), важнейший элемент центра удовольствия, отвечающего за всевозможные услады, от пищевого удовлетворения и приятного чувства награды до эстетического наслаждения.

Слушая фрагмент незнакомого трека, мы назначаем ему цену с помощью центра удовольствия. (Фото <noindex><a target=_blank href=/>Alex Mares-Manton</a></noindex>.)
Слушая фрагмент незнакомого трека, мы назначаем ему цену с помощью центра удовольствия. (Фото Alex Mares-Manton.)


После этого учёные попробовали ответить на другой, уже более тонкий вопрос: случается ли такая дофаминовая реакция на музыку как таковую или причина в эмоциях, которые мозг «прикрепил» к этой музыке. Для участия в эксперименте та же группа учёных под руководством Роберта Затора пригласила девятнадцать женщин и мужчин в возрасте от 18 до 37 лет, которые заранее сообщили о своих музыкальных вкусах (самыми популярными оказались жанры «инди» и «электроника»). Каждому испытуемому давали прослушать 30-секундные фрагменты из шестидесяти незнакомых песен (то есть «прикреплённых» эмоций тут не было). Одновременно человек должен был оценить, сколько он готов заплатить за каждый трек, в пределах двух долларов. Для пущей реалистичности подопытные оперировали собственными деньгами, а по окончании эксперимента получали диск с выбранными песнями, стоимость которого равнялась сумме за каждый более или менее понравившийся трек.

Всё это, разумеется, происходило одновременно с МРТ-сканированием мозга, так что учёные могли видеть, как появляется интерес к новой музыке и в какой мере нейробиологический эквивалент этого интереса равен денежному. Хотя треки, как уже сказано, были незнакомы и прокручивались не полностью, а только ознакомительным 30-секундным куском, мозг мог оценить, нравится ли ему это или нет. И хотя в ответ на новую любимую музыку в мозгу активировалось несколько зон, только по активности nucleus accumbens можно было предсказать, как много за неё будет заплачено.

Наш мозг способен предугадывать события и ощущения, опираясь на имеющиеся данные: например, глядя на пасмурное осеннее небо, мы с большой долей уверенности можем сказать, что будет дождь. Так же обстоят дела и с эстетическими ожиданиями: мы видим пару кадров, читаем пару страниц, слышим пару музыкальных фраз и уже до какой-то степени можем понять, понравится ли нам произведение. Однако часто такие предсказания опираются на предыдущий опыт, а потому любитель Моцарта, услышав электрогитарный «запил», вряд ли ждёт от предстоящей пьесы большого удовольствия. Но если в дальнейшем музыка приятно обманывает ожидания, оказываясь лучше, то в мозгу включается то самое прилежащее ядро (которое иногда без затей называют центром удовольствия, хотя система подкрепления в центре удовольствия сложены из нескольких мозговых структур).

Чтобы оценить музыку, nucleus accumbens работает в связке со структурами, отвечающими за анализ структуры музыки и вообще за высшие когнитивные функции. Но сколько это стоит, определяет именно центр удовольствия в лице nucleus accumbens. Впрочем, вряд ли это как-то поможет в музыкальном маркетинге: ответ центра удовольствия зависит от музыкального опыта, который записывается в верхней височной извилине, и чтобы предсказать реакцию человека, нужно знать, что там хранится. Связи между этой извилиной и центром удовольствия учёные собираются исследовать в самое ближайшее время, но, повторим, конкретных маркетинговых рекомендаций вряд ли стоит ждать.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Подготовлено по материалам Университета Макгилла.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Нейробиология":