Наука и техника

Наука и техника / Психология /

Романтические комедии ни на кого не действуют

15 апреля 2013 года, 17:52 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Обнаруживая среди кино- или теленовинок очередную романтическую комедию, волей-неволей задумываешься над тем, какие, должно быть, неправдоподобные представления о мире складываются в умах их зрителей. Речь может идти как о шедеврах жанра вроде «Моей большой греческой свадьбы», так и о телефастфуде — к примеру, недоброй памяти латиноамериканском сериальном «мыле». Сути дела это всё равно не меняет: взаимоотношения людей показаны, мягко говоря, упрощённо. Что мы видим в такого рода продукции? Что «любовь побеждает всё», что «любовь — только одна и на всю жизнь», что есть «любовь с первого взгляда» и прочее в таком же духе.

Ромкомы бессильны не только в отношении зрителей, но и в отношении их создателей: достаточно вспомнить биографию Вуди Аллена, выдающегося (хотя и не самого романтического) комедиографа. (Фото <noindex><a target=_blank href=/>Bettmann / Corbis</a></noindex>.)
Ромкомы бессильны не только в отношении зрителей, но и в отношении их создателей: достаточно вспомнить биографию Вуди Аллена, выдающегося (хотя и не самого романтического) комедиографа. (Фото Bettmann / Corbis.)


Однако в действительности все этим мифы и легенды не так уж сильно влияют на человека, по крайней мере тогда, когда речь идёт о романтических мелодрамах. Вероника Хефнер из Иллинойсского университета в Урбане и Шампейне и Барбара Уилсон из Висконсинского университета в Мэдисоне (оба — США) провели исследование среди нескольких сотен студентов: психологов интересовало, какие фильмы смотрят молодые люди, почему они их смотрят, как они ведут себя с другими людьми (имелись в виду, разумеется, любовные отношения).

Во-первых, пишут учёные в Communication Monographs, молодые люди разного пола реагировали на романтические экранные коллизии примерно одинаково. Что уже довольно необычно: ведь мы привыкли думать, что женщины в силу природной чувствительности более падки на романтические мелодрамы и более склонны искать «идеальные отношения».

Во-вторых, романтические киноидеалы, как оказалось, почти не имеют никакой власти над зрителем, даже если этот зритель относительно молод и ничего не знает про «отношения». Иными словами, подавляющее большинство студентов придерживалось вполне реалистических взглядов на межличностные коллизии, и ромкомы им тут не указ. Киновлияние можно было заметить только в одном случае: когда человек шёл на фильм как на образовательную программу, чтобы узнать что-то конкретное и научиться тому, как следует себя вести с девушкой или молодым человеком. Но, с другой стороны, подобные индивиды всё же редкость, и основную часть таких «знаний» мы получаем из жизни, а не из кино.

Тем не менее психологи считают, что идеализация действительности по мотивам романтических комедий может принести свою пользу. Если человек пытается следовать идеалам, он способен стать лучше («идеальнее»), он может получать больше удовлетворения от своего партнёра (психологического удовлетворения, разумеется; для интенсификации удовлетворения иного рода нужны другие «фильмы»).

С одной стороны, эти результаты заставляют усомниться в том, что кино, телевизор, популярное чтиво или «газеты с интернетами» влияют на наши ценностные установки, мировоззрение и т. п. То есть всё это не более чем просто развлечения, а вовсе не «властители умов». С другой — не исключено, что мы просто не до конца понимаем, как происходит взаимодействие между нами и тем, что мы смотрим, слушаем или читаем. В случае с романтическими комедиями психологи делают одну существенную оговорку. Исследователи проанализировали идеологический состав пятидесяти двух самых популярных картин этого жанра, вышедших с 1998 по 2008 год, и пришли к выводу, что идеалистическая составляющая у них часто уравновешивается реалистической. Например, в картине может быть разлита идеалистическая атмосфера, но в какой-то момент в диалоге возникали вполне жизненные слова о том, что «отношения требуют тяжёлой совместной работы». Такие реалистические элементы, наверное, не всегда осознаются, но всё-таки могут оказывать немалое влияние на зрителя.

И, да, было бы интересно увидеть похожее исследование, но уже на предмет взаимосвязи между депрессией и кинотрагизмом или между фобиями и «ужастиками».

Подготовлено по материалам Medical Xpress.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Психология":