Наука и техника / Биотехнологии и медицина /

Противораковый фермент избавит от ожирения

06 декабря 2012 года, 18:40 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Надежду победить ожирение многие связывают с бурым жиром. Как известно, его клетки, в отличие от клеток белого жира, не запасают, а сжигают липиды и жирные кислоты, превращая энергию расщепления в тепло. Раньше считалось, что бурый жир есть только у животных и младенцев, но не так давно выяснилось, что он имеется и у взрослых людей (хотя тот ли это бурый жир, учёные продолжают спорить). Активация бурой жировой ткани помогает избавиться от излишнего веса, сжигая избыток жиров из белого жира.

Клетки бурой (слева) и белой (справа) жировой ткани (фото <noindex><a target=_blank href=/>Dr. Fred Hossler</a></noindex>).
Клетки бурой (слева) и белой (справа) жировой ткани (фото Dr. Fred Hossler).

Исследователи из Виргинского университета содружества (США) сообщают, что им удалось найти белок, который отвечает за образование клеток бурой жировой ткани. Этим белком оказался фермент Tyk2 из семейства тирозиновых протеинкиназ.

Во-первых, как пишут исследователи в журнале Cell Metabolism, этот фермент участвует в созревании бурых жировых клеток. Во-вторых, у мышей и людей с избыточным весом уровень этого белка вполовину меньше, чем у здоровых индивидуумов. Если у мышей не синтезировался Tyk2, они быстро набирали вес, если же синтез белка активировался, к животным возвращалась прежняя стройность. Включить синтез Tyk2 можно было с помощью транскрипционного фактора Stat3, который известен тем, что управляет генами, отвечающими за дифференцировку клеток.

Это, разумеется, не первый случай, когда учёные сообщают о белке — стимуляторе бурой жировой ткани. Однако ожирение и сопутствующие ему метаболические проблемы приобрели в современном мире такой масштаб, что тут не помешает любой способ, которым можно заставить организм избавиться от избытка жира. Любопытно, что до сих пор Tyk2 был известен как противораковый белок, подавляющий рост и метастазирование опухоли молочной железы. Так что его вполне можно назвать палочкой-выручалочкой: он и с раком борется, и ожирение ликвидирует.

Подготовлено по материалам Виргинского университета содружества.