Наука и техника / Биотехнологии и медицина /

Как уберечь эндокринную систему от новых химикатов

07 декабря 2012 года, 09:52 | Текст: Роман Иванов

Промышленность спешно ищет достойные альтернативы некоторым опасным разрушителям эндокринной системы, кои ещё недавно широко применялись безо всяких ограничений (вспомним хотя бы бисфенол А и некоторые ингибиторы горения). Но хуже всего то, что зачастую после внедрения альтернативы обнаруживается, что новые химикаты ничуть не лучше старых ядов, а иногда и хуже. Случается это из-за отсутствия адекватной системы, позволяющей испытать активность нового продукта по отношению к эндокринной системе.

Именно поэтому сотрудники американской Организации по гигиене окружающей среды (EHS) занялись разработкой системы, названой TiPED («Многоуровневый протокол анализа опасности химического вещества для эндокринной системы»). Подробности их трудов освещены в статье, появившейся в журнале Green Chemistry.

Эндокринная система человека (иллюстрация Boston Children's Hospital).

Основная задача системы заключается в поиске ответа на вопрос, может ли новое химическое вещество интерферировать с работой эндокринной системы. Протокол состоит из пяти тестовых «уровней», начиная с теоретического анализа с помощью компьютерного симулирования и заканчивая экспериментами с клеточными культурами и лабораторными животными. Авторы исследования отмечают, что разработанная ими программа является добровольной, и химические предприятия, создавая новые химикаты, могут по желанию оценить вредность будущего продукта до того, как он попадёт на массовый рынок, а затем и на рабочий стол специалиста по защите окружающей среды, который уже в обязательном порядке (но на деньги государства) сделает свою работу, следуя рекомендациям TiPED.

Большинство используемых сегодня анализов устарело несколько десятков лет назад. Современные методы, такие как анализ структурной или количественной активности, а также высокопроизводительных скрининг, применяемые in vitro, «не понимают» сложности эндокринной системы. Поэтому учёные предлагают вместо медленной и неэффективной эволюции старых регуляторных процедур и анализов произвести переворот и перейти на новый протокол TiPED.

На каждом уровне TiPED проводится оценка того, достаточно ли доказательств безопасности исследуемого вещества для эндокринной системы. Если все тесты текущего уровня отрицательны, можно переходить к следующему, каждый раз более трудоёмкому и дорогому. Тем не менее выявление проблем на ранних стадиях может привести к колоссальной экономии средств. У химиков появляется выбор — прекратить работы с данным соединением или внести в его структуру необходимые изменения и решить проблему, пока не поздно.

Стоит ли ещё раз подчёркивать важность этой работы? Негативное воздействие на эндокринную систему влечёт за собой среди прочего мужское и женское бесплодие, онкологические заболевания, проблемы с нейроэндокринологией, дисфункцию щитовидной железы, ожирение и расстройства метаболизма (сахарный диабет 2 типа и пр.)...

Подготовлено по материалам Chemistry World.