Наука и техника

Наука и техника / Транспорт / Нетрадиционные виды транспорта /

Станут ли американские горки японским общественным транспортом?

07 декабря 2012 года, 15:20 | Текст: Александр Березин | Послушать эту новость

Действующий по принципу американских горок Eco Ride, поезд, разработанный конструкторами под руководством Йосихиро Суды (Yoshihiro Suda) из Института промышленных исследований Токийского университета (Япония), не аттракцион.

И показатели его поначалу не столь впечатляют, как у самых крутых горок мира, где скорость может достигать 200 км/ч. Но на то есть причина: цель разработки не скорость, а экономичность. На каждые 10 м высоты относительно своей точки назначения, где поезд поднимается вверх автоматическим подъёмником, он может проехать 400 м, используя только силу гравитации. Если же вместо 60 км/ч, спускаясь с горки, поезд будет иметь 200 км/ч, он проедет не так много. Почему? После 60 км/ч трение о рельсы нарастает лавинообразно.

Вагончики на экспериментальной линии в городе Тиба невелики, но в реальных условиях эксплуатации их, конечно, сделают более вместительными. (Фото IIS.)
Вагончики на экспериментальной линии в городе Тиба невелики, но в реальных условиях эксплуатации их, конечно, сделают более вместительными. (Фото IIS.)

Отсутствие любого мотора и трансмиссии резко удешевляет этот вид транспорта, а также снижает его вес, позволяя сделать основным перевозимым весом самих пассажиров, что недостижимо на обычной железной дороге. В отличие от канатной дороги, которую некоторые также находят приемлемым вариантом городского транспорта, здесь не нужно тянуть длинные стальные тросы, да и «зависание» вагонов в воздухе в случае остановки движителей на станции не случится: силу гравитации на Земле выключить не так-то просто, это тот двигатель, что всегда с тобой.

«Это, возможно, самая энергоэффективная система транспорта», — полагает г-н Суда. И действительно, она никогда не возит лишний вес. При нагрузке в 50% от максимальной мощности расходы на один пассажиро-километр обещают равными 226,8 кДж, что втрое ниже, чем у автобуса на установившемся режиме, и вдвое — чем у обычного поезда. Кроме того, не нужен выкуп земли и сокращение дорожной сети: трассу можно проложить над шоссе и, частично, пешеходными тротуарами.

При таких параметрах Eco Ride имеет пропускную способность в две — две с половиной тысячи человек в час и среднюю скорость в 20–30 км/ч при минимальном радиусе поворота в 15 м и предельном угле подъёма в 13%. Скорость низковата? Но ведь это именно средняя скорость — с учётом всех остановок. Иными словами, из конца в конец Москвы (в домедведевских границах) такой вид транспорта проехал бы за 1 час 20 минут. Недурно?

Уже сегодня несколько японских муниципалитетов заинтересовались системой, и среди них есть те, что расположены в регионах, затронутых прошлогодними землетрясениями и цунами, в частности Тохоку (東北地方), основной индустрией которого до событий 2011 года был туризм.

Испытательный трек в городе Тиба, центре одноимённой префектуры, действительно выглядит привлекательно для туристов. А как быть с ценовой привлекательностью для муниципалитетов-покупателей? Планируется, что стоимость такой линии (естественно, двусторонней) вместе с подъёмником стандартного типа (цепь — трос) составит $20 млн за километр. Дорого? Только не для Японии. Здесь неизбежны меры против землетрясений, цунами и прочих красот японской природы — и они требуют более прочной конструкции. Другое дело, что в Японии то же самое можно сказать и про обычные дороги, для которых нужно прорубать туннели в горах и строить мосты через проливы, и всё это при столь же строгом отношении к сейсмостойкости. Так, лёгкое метро здесь вдесятеро дороже названной суммы.

Видео, показывающее работу испытательной линией (однопутной):

Подготовлено по материалам NewScientist.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Нетрадиционные виды транспорта":