Elf, новый электрогелиовеломобиль, сбор средств для производства которого только что с огромным успехом закончился на сайте Kickstarter, обещает сделать США чуть дружелюбней к природе. Это трицикл с двумя колёсами впереди — наиболее устойчивая и аэродинамически целесообразная форма. Аппарат создан американским стартапом Organic Transit; серийный выпуск начинается прямо сейчас, а поставки стартуют в нынешнем марте. Грузовую версию «Эльфа» хотят запустить в производство весной. Этой весной.
За рулём такого транспортного средства, заводящегося вращением ручки руля, вы можете крутить педали, позаботиться о двухчасовой зарядке от розетки (для американского вольтажа) или передоверить это литиевой батарее на 480 Вт•ч (16 А•ч, 37 В, теоретически до 500 Вт•ч с резервом для избежания переразряда), а также батарее солнечной, что стоит на крыше. В последнем случае, правда, на зарядку уйдёт весь день. На практике мощь транспортного средства будет заключаться в сочетании этих трёх способов, позволяющем максимально удлинить пробег. Только на электричестве Elf проедет лишь 48 км, но в солнечный день и при кручении педалей (совмещается с электричеством батареи в любых пропорциях) эта цифра весомо возрастёт. Номинальная мощность фотоэлементов на крыше равна 30 Вт, а максимальная — 60 Вт, что позволяет подзарядиться за один раз разве что в июньский день в Москве (или обычный день в Сахаре), но какое-то количество километров к вашему ходовому запасу всё равно прибавится.
Несмотря на предельно простую конструкцию, есть поворотники и боковые зеркала, а в дворниках, по уверениям разработчиков, нет нужды — в силу «продуманной аэродинамики лобового стекла». (Здесь и ниже илл. OT.)
Скорость (из-за выпуска электрогелиовеломобиля в Штатах) ограничена 32 км/ч — иначе «велосипедной» классификации, то есть вождения без прав, не дождаться. 750-ваттный мотор на неодимовых постоянных магнитах способен, конечно, на большее, но производители собираются «прошить» ограничение в управляющей электронике. Так что только на электротяге быстрее 32 км/ч всё же не получится.
Довольно прочный и лёгкий алюминиевый корпус позволяет иметь не только одного седока (водителя), но и 135 кг груза (а то и 158,2 кг, хотя эта нагрузка и не рекомендована), перевозка которого сзади не должна вызвать особых проблем. Замечательно и то, что вес самого Elf'a, даже вместе с батареей, не превышает 45 кг. В заднее багажное отделение можно установить небольшое откидывающееся кресло, предназначенное для «малоразмерного попутчика», или дополнительный комплект литиевых батарей, что резко увеличит дальность хода (пока предусмотрен двукратный рост).
Колеса велосипедные, 26-дюймовые. Причем на двух передних поменять резину легко даже в полевых условиях. А заднее выполнено устойчивым к самым тяжёлым нагрузкам и имеет прочность, минимизирующую вероятность прокола.
Габариты скромны — 2,44×1,09×1,53 м (Д×Ш×В), так что вы поместитесь и на велодорожке (там, где она есть), и на обочине городской трассы. Правда, американские законы не позволят ездить по федеральным дорогам. Но производители планируют поставки и в Старый Свет, где таких ограничений нет.
Есть и минусы: так, «Эльф» не наделён регенеративным торможением. Конструкторы поясняют: даже если останавливаться на светофорах и переходах каждые 120–130 м, и тогда регенеративное торможение позволит увеличить запас хода лишь на 10%. Затраты же на его организацию оказываются бóльшими, нежели стоимость увеличения ёмкости аккумуляторов на 10% или оснащение фотоэлементами на крыше (расчёты можно проверить здесь).
Нет и дверей: масса! Как насчёт зимы? Разработчики хранят молчание. А мы можем предположить, что интенсивное педалирование (ёмкость батарей ведь несколько сократится) поможет вам не простудиться и при низкой температуре. Зато момент высок с самого начала. Так что буксовать на льду вы будете не больше владельцев крупных машин — если, конечно, вас не пугают морозы в открытой кабине на скоростях до 32 км/ч. Кстати, в базовой комплектации нет и пола (опять-таки масса), хотя сейчас и дорабатывается опциональный из неопрена. Выглядит всё это довольно симпатично, хотя и минималистично:
Вождение также довольно неординарно, даже с точки зрения велосипедиста:
Цена — $4 000 за штуку. Для продукта, полностью производимого в США, причём вручную, это, бесспорно, недорого. Но что-то нам подсказывает, что нечто похожее из КНР... Ну да ладно.
Есть ещё и грузовая версия с обратной колёсной компоновкой, зовётся TruckIt, с трудно представимыми 362 кг грузоподъёмности. Опять же если бы не электромотор, с его весьма большой (по меркам ДВС) тягой «с нуля», то сдвинуть такой груз вместе с водителем было бы затруднительно.
Грузовая версия, как видим, имеет увеличенные габариты, и это, помимо грузоподъёмности и компоновки, почти всё, что мы о ней пока знаем.
Теперь вы понимаете, почему проект набрал $225 789 вместо запрошенных $100 тыс.? Да, он чуть ли не вдвое дороже мотоцикла, зато малы эксплуатационные расходы; не слишком ёмкая литиевая батарея, которую вам придётся менять раз в шесть лет, — самый дорогой тут компонент. Электричество в объёме 1 кВт•ч на 100 км стоит сущие копейки (разрыв с мотоциклом и даже скутером огромен); масло для мотора не требуется; большинство операций по обслуживанию может выполнить средний велосипедист... В общем, если повезет, «Эльфы» дойдут и до нас.