Наука и техника

Наука и техника / Психология /

Дети могут оценивать компетентность взрослых

25 марта 2013 года, 18:11 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Желая узнать или проверить какую-то информацию, мы обращаемся к компетентному человеку — специалисту. Но чтобы выбрать правильного специалиста, нужно уметь оценивать чужую компетентность, сравнивать чужие знания. Взрослые люди могут делать такие оценки, однако, как показали эксперименты психологов из Корнеллского университета (США), это умение начинает развиваться гораздо раньше, чем мы могли бы предположить. В 3-4-летнем возрасте!

Даже маленькие дети могут отличить «настоящего» учителя от «ненастоящего». (Фото <noindex><a target=_blank href=/>Beau Lark</a></noindex>.)
Даже маленькие дети могут отличить «настоящего» учителя от «ненастоящего». (Фото Beau Lark.)


Психологи показывали детям два видеоматериала: в обоих фигурировали две сломанные куклы, однако в одном был персонаж, который знал кукол по именам, но не мог их отремонтировать (хотя и пытался), в то время как персонаж из другого ролика исправлял сломанное, хотя и не знал, как кого зовут. После этого у детей спрашивали, к кому они обратятся, если а) захотят узнать имя куклы и б) захотят её отремонтировать.

Как пишут исследователи в журнале Developmental Psychology, 3-4-летние дети чётко понимали границы компетенции двух персонажей и не стремились узнать имя куклы у того, кто ремонтировал игрушки.

Во втором эксперименте двое взрослых объясняли детям, в чём причина поломки кукол. При этом один из мастеров успешно куклу исправлял, а у второго ничего не получалось. Кроме того, оба взрослых показывали, что знают новые слова (не относящиеся к куклам), которым могут научить детей. И тут оказалось, что дети вполне различали разные виды «экспертного знания»: когда речь шла о том, почему не работала кукла, они внимательно слушали того, у кого получилось её отремонтировать. Но если речь заходила о новых посторонних словах, дети не делали разницы между умелым мастером и неумелым, ведь знание слов никак не касалось «кукольной темы».

Иными словами, уже до школы ребёнок может оценить компетенцию другого человека и способен избирательно относиться к источникам информации. Это расходится с представлением о детях как о губке, которая впитывает всё, что видит и слышит. И это, конечно, следует запомнить воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: сколь бы мал ни был ребёнок и каким бы несмышлёным ни казался, он всё равно сможет понять, действительно ли вы сведущи в том, о чём говорите.

Подготовлено по материалам Корнеллского университета.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Психология":