Наука и техника / История, археология, палеонтология /

В окрестностях Стоунхенджа жили на пять тысяч лет раньше, чем считалось

19 апреля 2013 года, 14:50 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

Раскопки в полутора километрах от знаменитого сооружения позволили археологам получить первое твёрдое подтверждение тому, что постоянное поселение на этом месте возникло в середине VIII тыс. до н. э.

Следы присутствия людей в так называемом лагере Веспасиана за 7 500 лет до н. э. встречались и раньше, но наиболее древние признаки того, что там жили постоянно, относились примерно к 2500 году до н. э.

Фото REX.

Путём радиоуглеродного датирования найденного на раскопках материала археологи выявили полупостоянное поселение, существовавшее с 7500 по 4700 год до н. э., причём есть доказательства, что люди жили в нём в течение всех промежуточных тысячелетий. Именно они, скорее всего, и воздвигли первый памятник на месте Стоунхенджа — так называемые мезолитические столбы — в IX–VII тыс. до н. э.

Исследователи осмеливаются отвергнуть прежнюю гипотезу о том, что Стоунхендж, где первоначально проводили обряды люди мезолита, затем был заброшен, пока в эти места не пришли носители неолитической культуры. По-видимому, связь эпох не прерывалась, а культуры влияли друг на друга.

По словам Дэвида Жака из Открытого университета (Великобритания), открытие было сделано благодаря тому, что он решил провести раскопки в районе источника, который должен был прельщать животных. «А там, где есть животные, обычно есть и люди, — говорит он. — И действительно, мы нашли водопой, которым пользовались и те и другие, ибо там круглый год была свежая вода. Это ближайший источник к Стоунхенджу, и, на мой взгляд, в нём-то всё и дело».

Подготовлено по материалам Daily Telegraph.