Наука и техника / Биология / Энтомология /

Чтобы парить на месте, бражник вращает телом

19 апреля 2013 года, 18:37 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость

Бражники, как и колибри, не садятся на цветок, а зависают над ним, и вот так, в парении, лакомятся нектаром. Исследователи из Вашингтонского университета (США), повнимательнее присмотревшись к бражникам, сумели выяснить механику их полёта.

Бражник кормится. (Фото <noindex><a target=_blank href=/>buzzbee4826</a></noindex>.)
Бражник кормится. (Фото buzzbee4826.)

Учёные устраивали бабочкам что-то вроде авиасимулятора: имитировали некое природное окружение, и этот пейзаж вокруг бражника двигался то вверх, то вниз, как если бы бражник сидел в самолёте и то вытягивал руль на себя, то втапливал его обратно. Бабочка при этом парила на привязи. Сняв полёт бражника высокоскоростной камерой, зоологи обнаружили, что в ответ на изменения обзора он поворачивает брюшко вверх или вниз. Если, например, «нос» бражника задирался вверх, то туда же изгибалось и брюшко.

В статье, опубликованной в Journal of Experimental Biology, авторы пишут, что таким образом бражник смещал центр тяжести, стараясь сохранить равновесие. А это влияло на аэродинамику воздушных потоков, которые создавали крылья: из-за смещения центра тяжести тела угол между ним и крыльями менялся и воздух направлялся так, чтобы поддерживать насекомое в воздухе.

Иными словами, если бражнику хочется зависнуть на месте, он начинает крутить брюшком и за счёт этого достигает такого распределения воздушных потоков, чтобы они его и вперёд не тянули, и назад не отбрасывали, и в воздухе держали.

Внимание исследователей к биомеханике бражников вполне понятно: если превратить её в механику обычную, это, возможно, позволит создать летающих роботов (дронов), которые по манёвренности превзойдут все прочие летательные аппараты.

Подготовлено по материалам Би-би-си.